От пиара до офшора
Вокруг Торгово-промышленной палаты (ТПП) России — структуры, призванной представлять интересы всего отечественного бизнеса, начинает разворачиваться новая скандальная интрига. Экспертное управление Администрации президента РФ и аппарат правительства РФ дали поручения заинтересованным ведомствам изучить ситуацию, сложившуюся в этой организации.
За последние полтора десятка лет ТПП регулярно упоминалась в связи с разными скандалами – от историй о хищении или как минимум пропаже миллионов долларов до несоответствия ее устава действующему законодательству. Некоторые из этих конфликтов заканчивались судебным разбирательством, поэтому не обращать внимания на ситуацию власти уже не могут. Тем более в нынешних сложных экономических реалиях, когда поддержка бизнеса становится делом особой государственной важности.
В распоряжении редакции есть открытое письмо президенту ТПП Сергею Катырину бывшего финансового директора, вице-президента ТПП РФ Валерия Бородина. Десять пунктов документа детально описывают предположительно имевшие место хищения и злоупотребления в Торгово-промышленной палате. Отдельного рассмотрения заслуживают манипуляции с акциями ОАО «Центр международной торговли». В настоящий момент в отношении этой сделки ведется расследование Главного управления противодействия недобросовестным практикам на открытом рынке Банка России, и что-либо утверждать рано. Однако со стороны ситуация действительно выглядит странно. На фоне кампании по деофшоризации российской экономики пакет акций ТПП РФ (в объеме 46% от балансовой стоимости) без надлежащей оценки продается и оказывается в офшорной кипрской компании. Вскоре примерно такой же пакет акций покупается по завышенной цене. Все эпизоды имеют явные признаки коррупции, включая «вывод» средств ОАО «ЦМТ» и ТПП РФ под видом благотворительности.
«В 2013 году при поддержке комитета Госдумы РФ по безопасности противодействию коррупции по этим историям было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий, - рассказал Валерий Бородин. - Следствие заинтересовали четыре эпизода. В частности, в нем речь шла об эпопее с выводом в офшоры акций ОАО «ЦМТ», о завышении на несколько миллиардов сметы при строительстве второй очереди «ЦМТ» и о пропаже более 200 млн рублей «ЦМТ» и ТПП, якобы выделенных на благотворительные цели для Марфо-Мариинской обители, но в итоге попавшие на счета частной клиники, в которой работали родственники и знакомые руководителей «ЦМТ» и ТПП. Потом это уголовное дело было закрыто за истечением сроков давности совершения преступления. Однако недавно была начата новая проверка по ряду подобных историй, и в ближайшее время, уверен, следует ожидать появления куда более скандального дела. Кроме того, в ближайшее время последуют гражданские иски о возврате акций и средств «ЦМТ».
Впрочем, сомнительная финансовая деятельность нынешнего руководства ТПП, очевидно, власти беспокоит не в первую очередь. Куда загадочнее выглядит нынешний статус этой организации, который — так уж сложилось — не соответствует ни коммерческой структуре, ни госкомпании, ни НКО.
Согласно принятому еще в 1993 году закону «О торгово-промышленных палатах в РФ», ТПП должна являться негосударственной некоммерческой организацией, на которую, следуя логике, также должно распространяться действие законодательства об НКО. При этом, однако, руководство Палаты не предоставляет никакой отчетности о своей деятельности в Минюст, как все некоммерческие организации, и не размещает публичной отчетности о своей деятельности.
«Если вдруг заходит речь о том, как руководство Палаты распоряжается ее средствами, сразу вспоминают статью 4 закона «О ТПП в РФ», в которой оговаривается, что не допускается вмешательство ни госорганов в деятельность ТПП, ни наоборот, - говорит Валерий Бородин. - При этом сами госорганы, не знаю в силу каких причин, - возможно, по инерции, не спрашивают с ТПП той же отчетности. В результате сложилась парадоксальная ситуация — руководство ТПП, получив от государства колоссальные активы, распоряжается ими и деньгами по своему усмотрению, и ни перед кем при этом не несет ответственности и не отчитывается. Внутри палаты создан замкнутый цикл, свои финансовые и ревизорские службы, которые по сути сами себя и проверяют».
Как ни странно, и выразителем интересов российского бизнеса ТПП назвать никак нельзя. Спустя 23 года существования Торгово-промышленная палата России, по её же собственной информации, объединяет лишь 0,6% российского бизнеса. Из 178 региональных палат только 31 прошла аккредитацию ТПП РФ. Остальные не имеют средств даже на поддержание собственного сайта и существуют, похоже, только на бумаге и визитках своих руководителей. Для сравнения: ТПП Германии объединяет 2,5 млн членов, Французская национальная палата – 1,7 млн членов, Японская ТПП – 1,4 млн членов.
«Российские предприниматели не идут в ТПП, поскольку она, по большому счету, ничего не делает для развития бизнеса, и им просто не нужна, - констатирует Бородин. - В результате и государство, и сами предприниматели создают другие, параллельные структуры — сейчас работают Агентство стратегических инициатив, «Деловая Россия», «Опора России», уже в этом году на государственном уровне запущена программа поддержки малого и среднего бизнеса».
Единственными успешными проектами руководства ТПП стали различные инициативы в сфере PR, вроде широко разрекламированной Антикоррупционной хартии российского бизнеса или Фонда развития инновационного предпринимательства. Под их эгидой проводятся семинары и конференции, раздаются интервью, но, хоть и продвигает их лично президент ТПП Сергей Катырин, результат всей этой деятельности фактически нулевой. К примеру, Антикоррупционную хартию за три года подписали около 300 предприятий, включая ФГУП, замешанный в скандале с хищением тогдашним главой УФСИН Александром Реймером трёх миллиардов рублей на электронные браслеты для заключенных. А на сайте Фонда, посвященного инновациям, никаких результатов вообще найти невозможно, кроме отчетов о все новых совещаниях и конференциях.
Важно отметить, что ранее Сергей Катырин и структуры ТПП РФ, не согласные с обвинениями в свой адрес, подавали к Валерию Бородину иски о защите чести, достоинства и деловой репутации. Суд изучил аргументы сторон и счёл суждения г-на Бородина вполне обоснованными. Впереди у Сергея Катырина, возможно, новое разбирательство, но уже в рамках инициированной им Антикоррупционной хартии, работоспособность которой будет проверена на её создателе при рассмотрении фактов из открытого письма Валерия Бородина.
Естественно, в целесообразности и необходимости существования ТПП как таковой никто не сомневается. Но, очевидно, что в скором времени ее может ждать серьезная реформа — касающаяся и взаимоотношений Палаты с бизнесом и властью, и организационной структуры, и главных направлений деятельности.
«Сейчас в структуре центрального аппарата ТПП существует порядка 50 отраслевых комитетов по всем видам, которые фактически не работают, деньги с них не спрашиваются, средства направляются неизвестно куда и распыляются, - считает Валерий Бородин. - Очевидно, Палата нуждается в кардинальной реформе - и структуры, и системы, и направлений работы. На мой взгляд, ее штат должен быть максимум 100-150 человек, причем, исключительно высококлассных экспертов, а все остальное - работа по грантам. При этом система членства в ТПП сейчас не интересна бизнесу, для большинства предпринимателей цена этого членства запредельна, а польза минимальна. Необходимо внести принципиальные изменения в закон о ТПП, которые должны четко прописать взаимоотношения Палаты и госорганов, ответственность перед бизнесом. Также необходимо запустить экспертно-лицензионный потенциал ТПП, который на саморегулируемой основе фактически может взять на себя многие контрольные функции государства — от соблюдения требований в торговле и общепите до безопасности транспорта».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".