Отели на финишной прямой
Гостиничный рынок в России продолжает расти в преддверии чемпионата мира по футболу, который состоится летом этого года. В городах, где пройдут матчи, в 2017 году было открыто 14 гостиниц под международными брендами, а на 2018 год запланирован ввод еще 18 объектов. Всего в текущем году в стране может быть введено более шести тысяч номеров в качественных отелях, ожидается открытие нескольких примечательных проектов как в Москве, так и в регионах.
Строили, строили и наконец построили
По итогам 2017 года в России, по данным компании JLL, было открыто 19 гостиниц под международными брендами, суммарно более 3500 номеров. При этом 14 из них (или более 80% номеров) расположены в городах, которые примут чемпионат мира по футболу в июне и июле 2018 года. Помимо Москвы, где было открыто восемь отелей, два распахнули свои двери для гостей в Санкт-Петербурге (Hilton и Lotte), еще по одному объекту было введено в Нижнем Новгороде (Sheraton), Ростове-на-Дону (Radisson Blu), Волгограде (Hilton Garden Inn) и Саранске (Four Points by Sheraton). Для столицы Мордовии это открытие примечательно тем, что там появился в принципе первый брендированный отель.
Однако на этом подготовка к ЧМ-2018 не заканчивается: ожидается, что еще больше отелей будет открыто в первой половине 2018 года, в последние месяцы перед мундиалем. Больше всего премьер ожидается в Москве, но и в регионах продолжаются последние приготовления: три отеля откроются в Калининграде (Holiday Inn, Mercure и Domina), два в Ростове-на-Дону (Courtyard by Marriott и Hyatt Regency), еще по одному – в Санкт-Петербурге (Holiday Inn Express), Сочи (Courtyard by Marriott), Екатеринбурге (Ramada Encore), Самаре (Lotte) и Саранске (Mercure).
В 2017 году также были открыты отели в городах, не затронутых подготовкой к чемпионату мира: Azimut Полярная Звезда в Якутске, Azimut в Кызыле, ibis Иркутск, Hilton Garden Inn Оренбург и Marriott Воронеж. «Среди региональных открытий интересно появление двух гостиниц под управлением бренда с российскими корнями в Якутске и Кызыле. Это небольшие региональные рынки, в Кызыле это первый и наверняка надолго единственный брендированный отель. Кроме того, для Azimut это продолжение экспансии именно как управляющей компании, а не только владельца недвижимости», – отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер.
Среди городов, которые футбольные состязания не примут, по запланированным открытиям лидирует Краснодар, где ждут появления трех качественных отелей: Marriott, Four Points by Sheraton и Golden Tulip. Кроме того, ожидается открытие четырех новых отелей под управлением бренда Azimut суммарным объемом 634 номера, однако компания пока не раскрывает, в каких именно городах появятся гостиницы. Всего в 2018 году запланировано открытие более чем 20 отелей под управлением международных брендов более чем на 6100 номеров, однако стоит учитывать, что реальный ввод может оказаться существенно ниже, так как зачастую планы по открытиям выполняются не полностью. Как поясняет Татьяна Веллер, исторически разрыв между тем, что заявляется в начале года, и фактическими открытиями составляет 20–35%.
По мнению экспертов, после завершения ЧМ-2018 интерес гостиничных операторов переместится в небольшие города и региональные центры, где сохраняется спрос на один-два брендированных отеля. «Привлекательными с туристической точки зрения, но пока не насыщенными качественным гостиничным предложением являются такие города, как Якутск, Хабаровск, регионы Приморского края. Также мы видим пространство для открытия новых гостиниц в городах Золотого кольца России. Однако важный момент в том, что прежде всего необходима государственная поддержка туристической отрасли регионов, необходимо модернизировать, а где-то заново выстраивать транспортную инфраструктуру», – говорит директор департамента исследований по России Colliers International Вероника Лежнева.
В то же время активность в тех городах, которые станут хозяевами футбольных матчей, после соревнований снизится. Операторам потребуется время, чтобы адаптироваться к работе в новых для себя регионах, когда поток болельщиков закончится. Однако, так как подготовка к чемпионату предусматривала не только строительство отелей, но и усовершенствование всей инфраструктуры, в том числе аэропортов, можно надеяться на повышение интереса обычных туристов к данным регионам.
Загрузились для доходности
В Москве, по данным NAI Becar, в 2017 году открылось 17 новых гостиниц на 2350 номеров, в том числе восемь отелей под международными брендами. Аналитики компании отмечают, что столичный гостиничный рынок рос самыми высокими за последние десять лет темпами, а в первой половине 2018 года они ожидают открытия еще четырех-пяти отелей суммарно на 1000-1500 номеров.
Качественный гостиничный рынок Москвы в 2017 году продемонстрировал не только значительный прирост номеров, но и улучшение всех основных операционных показателей. Загрузка в среднем выросла с 72% в 2016 году до 74% в 2017 году, причем позитивная динамика заполняемости фиксировалась во всех сегментах рынка. По оценкам Colliers International, наибольший рост произошел в сегментах Upper Midscale и Midscale, где заполняемость составила 83,3%.
Средняя цена на номер выросла с 7820 рублей в сутки в 2016 году до 7950 рублей в сутки по итогам 2017 года. Больше всего цены выросли в сегментах Upscale (+2,5%) и Luxury (+2,4%). Также вырос и показатель доходности на номер, который увеличился в среднем на 5%, и наилучшие результаты здесь у отелей Upper Midscale и Midscale. Таким образом, рост доходности столичных брендированных отелей в большей степени обусловлен увеличением турпотока, нежели тарифной политикой операторов.
Для сравнения: в Санкт-Петер-бурге доходность на номер выросла больше, чем в Москве, – в среднем на 8%, до 4 тысяч рублей, по данным JLL. При этом наращивание доходности происходило исключительно за счет среднего тарифа, который был поднят сразу на 11%, до 6,6 тыс. рублей, в то время как загрузка отелей в Санкт-Петербурге по сравнению с 2016 годом снизилась.
По данным Ростуризма, для Москвы 2017 год стал рекордным по количеству посетивших город туристов: турпоток составил 21,5 млн человек, это на 13% больше, чем в 2016 году. Выросло число как иностранных, так и российских гостей, наиболее заметен приток китайских туристов, также вырос поток из Германии, США и стран Латинской Америки. Руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяна Белова отмечает, что в Москве все же преобладает деловой спрос, который генерирует до 80% ночевок, остальная часть приходится на гостей, приезжающих с туристическими целями. Средняя продолжительность проживания в гостиницах Москвы составляет порядка двух с половиной суток.
Успешные попытки экономить
Самыми яркими событиями 2017 года в Москве эксперты считают завершение реновации здания советской гостиницы «Белград», проведенной всего за 18 месяцев, а также открытие сразу нескольких отелей в бюджетном сегменте. В столице появился первый Holiday Inn Express (под управлением Cosmos Group) на Павелецкой, кроме того, открылся отель ibis Budget Панфиловская. До сих пор сегмент «брендированный эконом» практически не был представлен на московском рынке.
«Рынок давно ждал роста предложения гостиниц под управлением международных гостиничных операторов в этом сегменте. Такие форматы отелей удобны как для туристов, так и для непритязательных деловых путешественников, например, командированных сотрудников региональных российских компаний, которые при этом не могут рисковать и селиться в незнакомом отеле, а предпочитают довериться международному бренду», – комментирует ведущий консультант отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Ирина Акутова.
Вероника Лежнева добавляет, что за последние несколько лет произошли трансформации в структуре спроса на гостиничные услуги: изменился портрет гостя. «Из-за удорожания иностранной валюты и падения доходов многие жители нашей страны отказались от туристических поездок за границу в пользу путешествий внутри страны. Российские туристы в основном выбирают экономичные или средние по стоимости варианты размещения. Соответственно, и интерес инвесторов и застройщиков тоже сместился в сторону строительства отелей таких сегментов, которые в сравнении с люксовыми отелями требуют меньших инвестиций», – отмечает Лежнева.
По словам Ирины Акутовой, брендированные отели эконом-сегмента при хорошем расположении дают «очень интересный экономический эффект» собственнику за счет меньшей стоимости строительства и оснащения, а также стабильно высокого спроса. Успех первых проектов позволяет говорить о том, что подобные открытия еще будут происходить, уже в 2018 году ожидается ввод в эксплуатацию гостиниц Holiday Inn Express Ховрино и Holiday Inn Express Шереметьево.
Также среди запланированных премьер первые брендированные отели в зоне аэропорта «Внуково» – Double Tree by Hilton и Four Points by Sheraton. Кроме того, ожидается открытие первого объекта от оператора бутик-отелей Pentahotel, который будет располагаться в одном из «домовкнижек» на Новом Арбате. Здание было выкуплено на аукционе компанией Capital Group, его реконструкцию планируется завершить этой весной. Крупнейшими новыми объектами в столице должны стать Crownе Plaza в рамках многофункционального проекта «Парк Хуамин» и Radisson Blu на Олимпийском проспекте – на 340 номеров каждый.
Интересно, что в 2017 году в Москве не появилось ни одного люксового отеля и не ожидается ни одного открытия в этом сегменте и в 2018 году. «Дальнейшее развитие люксового предложения ограничено фактически отсутствием свободных площадок в центре Москвы, зачастую необходимостью реконструкции памятников архитектуры, а также очень высоким бюджетом проекта.
Кроме того, ставки по кредитам на коммерческий девелопмент в 2014-2015 годах, как мы помним, колебались в пределах 15–18%, что заведомо означало если не отрицательный, то близкий к нулевому экономический результат для инвестора», – отмечает Ирина Акутова.
Таким образом, гостиничные проекты в сегменте люкс были отложены до наступления более приемлемых условий финансирования. При этом динамика показателей загрузки и средней цены размещения в отелях этой категории говорит о том, что спрос на них далеко не исчерпан, а, напротив, стабильно растет при условии устойчивой внешнеполитической ситуации в стране.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".