Правило двух бланков: почему российские фуры останавливают в Казахстане
На этой неделе среди прочего по блогосфере разнеслась алармистская весть –«Казахстан задерживает российские фуры с грузами из стран Европейского Союза». С проблемой якобы столкнулись компании, выполняющие транзитные перевозки от границы с ЕС, где трейлеры перецепляют с грузовиков европейских компаний на российские грузовики и везут в пункт назначения через территорию страны.
Правда, при ближайшем рассмотрении, по признанию Ассоциации международных автомобильных перевозок, проблема с проездом возникла всего у восьми автопоездов. Основная претензия к российским перевозчикам со стороны Казахстана заключается в отсутствии у них копий разрешительных документов на грузы, выданные предшествующему перевозчику, то есть компании, которая доставляла эти же товары по территории Евросоюза до российской границы.
Но поскольку такая проблема возникла у нескольких перевозчиков, с разъяснением на этой же неделе выступило Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана (МИИР РК).
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан напомнило иностранным перевозчикам о правилах ввоза в страну грузов из Евросоюза. Они просты: при ввозе европейских грузов на территорию Казахстана путем перецепки иностранные перевозчики обязаны иметь при себе два бланка разрешений.
«С введением санкций ЕС в отношении российских и белорусских автоперевозчиков, основная часть перевозок грузов из стран Европы в Казахстан сегодня осуществляется путем перецепки (перегрузки) грузов на терминалах, расположенных на приграничных территориях Белоруссии. Согласно порядку, установленному международными договорами и внутренним законодательством Республики Казахстан, при подобных перевозках иностранный перевозчик должен иметь при себе два бланка разрешения. Первый бланк – переданный там, где перевозчик осуществил транспортировку груза до терминала на приграничной территории. Второй бланк должен быть выдан там, где перевозчик осуществил перецепку с терминала до Республики Казахстан.
В связи с тем, что иностранные перевозчики продолжают систематически нарушать условия выполнения перевозок грузов из третьих стран в Казахстан методом перецепки (перегрузки), Министерство индустрии и инфраструктурного развития при содействии Министерства иностранных дел РК направило в заинтересованные компетентные органы и организации иностранных государств соответствующее обращение. Напоминание о порядке применения разрешительной системы при перевозке грузов из третьих стран путем перецепки и необходимости его соблюдения иностранными перевозчиками направлено в страны ЕС, ЕАЭС, СНГ, Украину и Грузию», – говорится в заявлении пресс-службы МИИР РК.
Подобные требования со стороны Казахстана логичны, считает управляющий партнер компании InfraNews Алексей Безбородов. По его словам, сопроводительные документы на груз требуются всегда, и проблему с задержкой грузовиков в Казахстане следовало ожидать.
«Кто-то должен был начать требовать сопроводительные документы, не только оформленные на российскую фуру, но и на трейлер, который перецепили на границе ЕС и ЕАЭС, – считает представитель InfraNews. – Очевидно, что достаточно было просто снять копию с бумаг, которые оформлены на трейлер в ЕС. Тем более не иметь документов на машину с европейскими номерами как-то глупо. Надо понимать, что существует бюрократический аппарат, и все бумаги надо готовить по максимуму и желательно с избытком. Это очевидный факт при любых перевозках и внешнеэкономической деятельности. Достаточно было снять копии с документов ЕС, вряд ли бы продавцы противились этому. При перецепке необходимо передать все документы: оригинал паспорта транспортного средства и сопроводительные бумаги на товар».
Как сообщила радиостанция «Ъ FM», с российской стороны урегулировать ситуацию поручено заместителю министра транспорта России Дмитрию Звереву.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".