22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Работа навынос
Экономика

Работа навынос

В условиях кризиса все больше предприятий отдают выполнение отдельных непрофильных для себя работ внешним исполнителям. «Профиль» опросил компании, какие именно работы уходят на аутсорсинг и почему это выгодно.

Несмотря на то, что в России система аутсорсинга рабочих процессов существует с 90‑х годов, когда на рынок стали выходить иностранные компании, отечественный бизнес до недавнего времени опасался работать по подобным схемам, предпочитая содержать собственный штат сотрудников. С началом кризиса ситуация стала меняться, и все больше российских компаний, вынужденных оптимизировать свои затраты, часть непрофильного функционала и персонала отдают на сторону. Аутсорсеры подтверждают, что за последние полгода рынок заметно вырос.

Аутсорсеры видят рост

С главной страницы сайта аутсорсера «Кнопка» улыбается небрежно нарисованная мультяшная девочка. Потенциальному клиенту она сообщает, что сотрудники компании готовы взять на себя всю рутинную работу по ведению бухгалтерии, обслуживанию счетов, решению юридических вопросов и выполнению прочих поручений по бизнесу. Директор по развитию компании Антон Шаяхов говорит, что за первое полугодие 2015 года объем предоставленных компанией услуг вырос вдвое. Во многом это связано с тем, что предприниматели, оптимизируя свои рабочие процессы и расходы, все больше проникаются доверием к сторонним исполнителям.

Об этом говорят и в консалтинговой компании «ПраксисКом». По подсчетам ее исполнительного директора Ирины Ожерельевой, из-за кризиса только за первую половину 2015 года рынок аутсорсинга в России вырос на 15%. «Услуги аутсорсинга также стали более востребованы за счет вхождения в состав Российской Федерации двух новых субъектов: Республики Крым и города федерального значения Севастополя, – добавляет Ожерельева. – Для организаций, работающих в данных регионах, очень актуален вопрос перехода на российские стандарты и российское законодательство. Поэтому там очень большой спрос на аутсорсинг бухгалтерского, налогового, кадрового учета, юридическое сопровождение, техрегламенты, стандарты».

С ней соглашается директор по продажам в СНГ международной компании-аутсорсера UCMS Group Russia Сергей Кессель. По прогнозам эксперта, во второй половине 2015 года темпы роста ускорятся и в итоге достигнут 10%, а объем рынка составит 7,5–8 млрд рублей. Это будет связано во многом с тем, что все больше именно российских компаний будут выводить часть функций на аутсорсинг.

Фото: Shutterstock
©Фото: Shutterstock

Уходящий бухгалтер

Ивент-агентство «Событие» занимается организацией концертов классической музыки в подмосковном Троицке с 2013 года. В прошлом году компания столкнулась с проблемами при составлении бухгалтерской отчетности. По словам ее соучредителя Алексея Дущинского, он искал бухгалтера в штат на 15–20 тысяч рублей в месяц, но по итогам сезона, который длится с сентября по июнь, посещаемость концертов падает, и предприниматель ожидает снижения прибыли. Просчитывая ситуацию, Дущинский решил подписать контракт с аутсорсерами.

«У нас фиксированный платеж. Мы платим 12 тысяч рублей в месяц, – радуется Дущинский. – В распоряжении сейчас есть бухгалтер, юрист, бизнес-ассистент, и плюсом идет помощь в сфере банковского обслуживания. Это получается намного дешевле, чем держать сотрудников в штате».

По словам Антона Шаяхова, бухгалтерские услуги – наиболее популярное направление аутсорсинга. «В «Кнопку» очень часто приходят именно за бухгалтерией. А годовая отчетность – самое популярное время для того, чтобы сменить бухгалтера», – считает он.

Эксперты говорят, что небольшие компании перевести бухгалтерию на аутсорсинг подталкивает еще и достаточно жесткое и часто меняющееся законодательство, регулирующее эту сферу, сложность отчетности и высокие риски, связанные с трудовым правом. К примеру, бухгалтер может уволиться через две недели после подачи соответствующего заявления, оставив работодателя с незакрытой отчетностью посреди налоговой проверки.

С такой проблемой столкнулся генеральный директор московского бюро переводов iTrex Вениамин Бакалинский. Перейти на внешнее ведение бухгалтерии он решил, когда штатный бухгалтер неожиданно покинула компанию прямо перед сдачей годового отчета. «В этот момент аудиторская компания, взявшая нас на сопровождение, была просто спасением, – вспоминает предприниматель. – Похожая ситуация была с переходом на аутсорсинг IT-сопровождения: мы «поймали» своего системного администратора на фактически незаконном использовании наших серверов – он втайне от нас использовал их, чтобы зарабатывать себе биткоины».

Сейчас на аутсорсинг у компании выведена бухгалтерия, IT-администрирование, ряд функций в части рекламы, маркетинга и PR. Собеседник признается, что разница в стоимости услуг составляет примерно 60% в пользу аутсорс-компаний.

Он добавляет, что при использовании аутсорсинга нет никаких связанных с зарплатой налогов, нет больничных, отпусков, не нужно выделять рабочее место, все недочеты в работе очень легко решаются в рамках контрактов. Помимо этого, в отличие от штатного сотрудника, аутсорс-компанию можно достаточно легко и быстро заменить.

Фото: Shutterstock
©Фото: Shutterstock

Посекундная тарификация

Выделить какие-то определенные сферы бизнеса, которые чаще пользуются услугами аутсорсеров сложно, утверждают эксперты. Сергей Кессель говорит, что с точки зрения индустрии, в которой работают его клиенты, наиболее типичными сферами деятельности являются фармацевтика, торговля, пищевая промышленность, машиностроение, IT, связь и коммуникации. Но лидеры – это прежде всего фармацевтика, IT, телеком и торговля.

Так, крупнейший в России производитель ювелирных украшений «Адамас» перевел на аутсорсинг сразу ряд непрофильных функций. В их числе работа call-центра. «Собственная служба – это рабочие места, техническое обеспечение, подбор персонала, составление графиков работы, контроль, обучение. Когда ты нанимаешь партнера, твоя функция сводится к подготовке скриптов. При этом заболел сотрудник, ушел в отпуск – тебя не касается, ты платишь «по тарифу», повременному или абонентскую плату. Когда ты нанимаешь своего сотрудника, ты не можешь платить посекундно», – объясняет HR-директор компании Елена Воробьева. Она утверждает, что аутсорсинг очень комфортен в плане получения услуги. Помимо этого, можно управлять качеством и выбирать стоимость услуги.

Одна из крупнейших розничных сетей в России «Лента» управляет 114 гипермаркетами в 62 городах по всей стране. В структурах компании на конец прошлого года работало более 35 тысяч человек. Неудивительно, что ритейлеры задумались о том, чтобы часть функций передать на аутсорсинг. IT-сфера попала как раз в их число. Как утверждает начальник отдела предоставления ИТ-услуг компании Андрей Тодоров, использовать внешний технический персонал первого уровня и решать с его помощью рутинные технические задачи было выгодно и до кризиса. Но сейчас «Лента» активно развивается, поэтому приходится сталкиваться с необходимостью изменения и оптимизации процессов поддержки систем и пользователей. На этом фоне растет объем как стратегических, так и чисто операционных рутинных задач. «Внешних ИТ-специалистов мы используем на строго определенных направлениях работы. Например, для увеличения «мощности» нашего отдела при создании нового подразделения компании и увеличении числа сотрудников, которым нужно ИТ-обслуживание», – объясняет Тодоров, добавляя, что основное преимущество привлечения внешних специалистов в экономии собственных высококвалифицированных ресурсов, которые можно направить на более сложные участки работ. Таким образом компания смогла высвободить порядка 20% собственных ресурсов и направить их на поддержку новых систем.

«Ритейл с их нормой маржи 2–4% первым начинает задумываться и о затратах, и их сокращении, и об одновременном сохранении привычно высокого качества ИТ-обслуживания, в том числе и внешнего. Так, мы с начала 2015 года заключили 3 контракта с крупными ритейлерами, от 5 до 10 млн рублей в год, и рассчитываем заключить еще несколько до конца этого года», – делится планами руководитель департамента ИТ-аутсорсинга и проектов ALP Group Дмитрий Бессольцев.

Но не всегда IT-обслуживание можно полностью перекинуть на аутсорсеров. Так, IT-директор «Мегафон Ритейл» Андрей Белоусов, контролирующий более 2000 салонов связи по всей стране, рассказывает, что есть случаи, когда они не могут давать доступ к системе посторонним людям, чтобы избежать утечки персональных данных. «Тем не менее если смотреть по локальной поддержке, то у нас около 50% отдано на аутсорсинг. Это те задачи, которые решают IT-специалисты и которые требуют присутствия человека непосредственно на рабочем месте. В основном это замена оборудования, монтаж, переустановка операционной системы», – объясняет Белоусов. Такая схема работает в городах, где нет большого количества салонов связи и собственного специалиста.

Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости
©Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

Экономия на скрепках

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что экономия при использовании аутсорсинга составляет от 5 до 20% в зависимости от сферы применения. Руководство национальной сервисной компании «КорпусГрупп», с 1991 года предоставляющей услуги в сфере управления непрофильными активами крупных промышленных предприятий и обслуживающей сегодня более 350 компаний, пришло к выводу, что переход на внешнего подрядчика позволяет сэкономить на комплектующих, расходных материалах и заработной плате обслуживающего персонала. «Мы частично либо полностью перевели на удаленную работу финансовых аналитиков, корпоративного тренинг-менеджера, менеджера по связям с общественностью, юристов. Удаленные сотрудники стоят меньше своих офисных коллег примерно на 20%, стоимость одного рабочего места сотрудника компании «КорпусГрупп» составляет 12 000 рублей в месяц, или 144 000 рублей в год. Уменьшается число контролирующих, как следствие, сокращается руководящая надстройка», – объясняет специалист компании по связям с общественностью Людмила Олейникова.

Кроме сотрудников на аутсорсинг были переведены некоторые процессы компании. В целях экономии расходов на офисную печать эти функции были переведены на внешнего подрядчика, подписали контракт на установку и обслуживание офисных копировальных машин. Благодаря данной схеме бюджет на расходные материалы был снижен на 1,5 млн рублей, реальная годовая экономия при этом составила 35–40%. Олейникова утверждает, что в целом перевод ряда функций на аутсорсинг позволяет экономить компании 5–10% бюджета, давая возможность сосредоточиться на профильной деятельности.

В ювелирной компании «585 золотой» также отдали аутсорсерам обслуживание оргтехники. В кризис этот ход оказался вполне оправданным, считает ее технический директор Сергей Медведев. Он рассказывает, что раньше для решения локальных вопросов приходилось отправлять сотрудника в командировку, но, начав работать с аутсорсерами, в компании поняли, что это дешевле. «Тем самым мы созрели к аутсорсингу. Когда он себя хорошо зарекомендовал на относительно небольших объемах, мы решили попробовать аутсорсинг на наших стандартных направлениях, где у нас традиционно были сотрудники, – вспоминает Медведев. – Это не значит, что мы всех уволили и перевели на аутсорсинг. Это значит, что мы отдали на аутсорсинг, что смогли, а остальное пытаемся делать сами».

Собеседник рассказывает, что по линии технико-хозяйственного обеспечения компания работает с 5–6 крупными аутсорсерами одновременно. «Экономия составляет порядка 30%. Сейчас мы сохраняем часть персонала, чтобы в экстренной ситуации можно было гарантированно найти человека, который приедет и что-то сделает. А так надеемся переводить и другие функции на аутсорсинг, работать не только с одним партнером, а диверсифицировать наш пакет и по одному направлению иметь минимум трех партнеров», – говорит он.

Еще один плюс аутсорсинга – оптимизация документооборота. Его практически полностью берет на себя поставщик услуг. «Нужно понимать, что затраты в моей службе по инженерному обслуживанию объектов колоссальные. Ты платишь за ремонт 5 тысяч рублей. А чтобы потом закрыть документооборот, реальные затраты составляют неменьшую сумму, – сетует Медведев. – Пока этот документ где-нибудь в Новом Уренгое сделают, отправят по почте, он придет, окажется неправильным, его нужно будет отправлять обратно… и так далее».

Ритейлер «ЦентрОбувь» решение о передаче части функций на аутсорсинг также принял в кризисном 2014 году. «Наступил экономический кризис, мы посчитали деньги и решили, что лучше платить абонентскую плату. Мы передавали все функции по обслуживанию и поддержанию работоспособности магазинов. Текущий ремонт, прочие технические вопросы», – вспоминает начальник службы эксплуатации компании Вячеслав Люблинский. По его словам, на обслуживание 1100 магазинов стали тратить на 30% меньше. В связи с тем, что штатное расписание предусматривает малое количество персонала, работа с аутсорсерами компании позволяет найти людей на местах и решать вопросы оперативнее и за меньшие деньги. В штате оставили сотрудников, контролирующих работу исполнителей и документооборот.

«Кризис позволил нам перейти на аутсорсинг и устроить здоровую конкуренцию между поставщиками услуг. Затраты наши снижаются за счет этого. Расширять спектр услуг мы не планируем. Сейчас они и так переведены практически на 100%, поэтому дальше будет только работа с различными компаниями», – заключает Люблинский.

Оптимистичные ожидания

Фото: Интерпресс/ТАСС
©Фото: Интерпресс/ТАСС
Несмотря на то, что все больше российских компаний переводят часть функций на аутсорсинг, иностранный бизнес все же чаще пользуется этим видом услуг. По подсчетам UCMS Group Russia, около 75–80% рынка занимают иностранные компании и только 20–25% – отечественные. «Эта пропорция объясняется долгосрочностью решения перехода на аутсорсинг и долгим средним сроком жизни контракта (7–8 лет) – ведь западные компании начали использовать аутсорсинг раньше. До 2010 года разрыв между западными и российскими компаниями был еще больше – примерно 90–95% в пользу западных компаний. А вот с точки зрения новых клиентов, ранее не использовавших аутсорсинг, российские компании сравнялись с западными еще в 2013 году», – рассуждает Сергей Кессель.

Зарубежным компаниям привычнее отдавать какие-то функции на аутсорсинг. Часто они передают функции по расчету заработной платы работникам. «Многие зарубежные компании вынуждены согласовывать изменения в штате, в том числе увеличения штата сотрудников и соответственно бюджета, с головными офисами. А это требует времени, обоснования и прочих затрат. Для таких компаний удобнее отдать функции гипотетического сотрудника на аутсорсинг», – соглашается с коллегой Ирина Ожерельева.

Международный сервис-провайдер Orange Business Services оказывает услуги связи в 220 странах мира. В России компания работает с 1958 года (тогда было создано российское отделение Международного общества авиационной связи «СИТА» (SITA) для обеспечения связи с аэропортами иностранных государств). Сейчас в нашей стране у Orange более 1000 сотрудников и 36 региональных представительств. Крупнейшие клиенты – Danone, Heineken, Siemens, JTI, L’Oreal, Банк «Открытие», МДМ Банк, Росбанк, Сбербанк и другие. Директор по маркетинговым коммуникациям компании Дарья Абрамова рассказывает, что для решения таких прикладных задач, как строительные работы, проведение корпоративных мероприятий и мероприятий для заказчиков, поиск высококвалифицированных специалистов, как глобально, так и в России, они почти всегда пользовались услугами аутсорсеров. «В 2009–2010 годах, в кризисный период, было принято решение передать часть функций отдела маркетинга на аутсорсинг. В то время число задач возросло, собственные специалисты не справлялись, а нанимать новых было невыгодно, – вспоминает Абрамова. – На аутсорсинг было отдано проведение мероприятий, пиар-функции, переводческие работы и ряд других прикладных задач».

В 2014 году, несмотря на кризис, продажи компании выросли на 25%. Отчасти это произошло и за счет роста спроса на аутсорсинговые услуги, которые предоставляет Orange. В сложный период бизнес стал более активно обращать внимание на аутсорсинг. По словам Абрамовой, в компании предвидели все возможные сценарии развития экономической ситуации в России, более тщательно планировали бюджет и сократили расходы на аутсорсинг в маркетинге на 10%. «Мы проводили тендеры и выбирали поставщиков. При этом мы не снижали требования к качеству услуг, и нам удалось найти очень хорошие предложения», – не скрывает радости она.

Рынок аутсорсинга в России развит гораздо слабее, чем в западных странах, но эксперты не теряют оптимизма и считают, что он продолжит расти. «Если говорить об актуальных факторах роста рынка, необходимо говорить о популярности аутсорсинга как о модели организации бизнес-процессов. Другим фактором роста является совершенствование профессиональными провайдерами своих сервисов и технических систем, упрощающих коммуникацию клиента с провайдером, а также расширяющих спектр услуг подрядчика, повышающих качество учетных данных и скорость выполнения учетных операций», – рассуждает генеральный директор компании-аутсорсера Intercomp Сергей Бучин. Он добавляет, что развитие риск-менеджмента и стремление бизнеса к безопасности также относится к факторам роста рынка аутсорсинга, так как провайдер несет ответственность за качество реализуемых функций и компенсирует потери клиента в случае применения контролирующими органами санкций. По прогнозам эксперта, улучшение экономической ситуации может способствовать восстановлению темпов роста рынка до 25% в год и выше.

«В ближайшие годы мы ожидаем умеренный рост, до 5–15% в год, прежде всего за счет российских компаний, – соглашается с коллегой Сергей Кессель. – Позитивным моментом здесь является то, что сегодня аутсорсинг в России уже может полноценно конкурировать, например, с услугами приходящего бухгалтера, которые достаточно востребованы». Эксперт возлагает большие надежды на существующую тенденцию к очищению российского бизнеса от серой бухгалтерии, которая несовместима с аутсорсингом.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".