Россия готова потерять деньги, лишь бы насолить Америке
Экономические власти России запутались в основных показателях: правительство не может разобраться с бюджетом на будущий год, а Центробанк не решается снизить ключевую ставку. Жизнь может оказаться хуже прогнозов для зависящей от нефти российской казны: американские сенаторы не смогли заблокировать ядерное соглашение с Ираном. Снятие санкций с Ирана приведет к выходу ее нефти на мировой рынок и может существенно снизить цены на «черное золото». Российские дипломаты еще усложняют жизнь наших финансистов, назло США проголосовав в ООН за право должников не отдавать займы кредиторам.
Время идет, а бюджета все нет
Наше правительство занимается очень важными вещами. Например, 9 сентября рассматривает исполнение бюджета за первое полугодие — с его окончания прошло уже два месяца. С тех пор вышел отчет за 7 месяцев и за 8 месяцев года. Министр финансов Антон Силуанов рассказывает о 800 млрд руб. дефицита бюджета, а тем временем за 8 месяцев дефицит составил уже почти 1 трлн руб. Но эти проблемы правительство, видимо, рассмотрит еще через пару месяцев.
А между тем, пока правительство занимается изысканиями в уже устаревших данных о бюджете, на будущий год бюджет у него так и не сверстан. Вот что заявил Силуанов 7 сентября журналистам: правительство РФ в конце текущей недели рассмотрит параметры макроэкономического прогноза на будущий год, а «проектировки бюджета ...будут подготовлены после того, как будет рассмотрен новый макроэкономический прогноз, будет одобрен, и мы незамедлительно приступим к его /бюджета/ формированию».
Что? На дворе середина сентября, а правительство еще не приступило к формированию бюджета? Вместо этого занимается рассмотрением исполнения бюджета двухмесячной давности? К концу прошлой недели Минэкономразвития подготовил прогноз и отправил его в правительство. Но когда правительство его примет?
Чтобы можно было продолжать не спеша заниматься своими важными делами, правительство внесло в Госдуму проект поправок в Бюджетный кодекс и другие законы, которыми разрешается правительству представить бюджет не на 3 года, как обычно, а только на 1 год «в связи с высокой волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, повышением рисков надежности показателей прогноза социально-экономического развития России и реалистичности расчета доходов и расходов федерального бюджета». И представлять бюджет не к 1 октября (как по закону), а к 25.
Ну трудно нашему правительству разработать бюджет на 3 года и в срок. Потому что волатильность и повышение рисков надежности. Но зато оно может сделать бюджет сразу на 18 лет! 31 августа вышло постановление правительства о разработке бюджетного прогноза на 18 лет на основе отдельных показателей социально-экономического развития, разрабатываемых Минэкономразвития на 50 лет (так в тексте). Вот давайте поспорим о том, что будет через полвека, что вы все о бюджете будущего года...
Ну вот как это все умещается в одной голове одновременно?
А что там с текущим бюджетом?
Дефицит федерального бюджета за 8 месяцев действительно достиг триллиона рублей, согласно отчету Казначейства. А доходы от падения рубля принесли бюджету 1,2 трлн руб. Эти средства, конечно, идут по статье «внутренние источники финансирования дефицита бюджета», но это средства бумажные — от переоценки денег, учитываемых в валюте на счетах Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). И платит их бюджету Центральный банк. А чтобы профинансировать реальные расходы, нужны реальные деньги — и Минфин снял со счета резервного фонда за прошедшие 8 месяцев 0,9 трлн руб.
Вот он, вечный двигатель, секрет найден! Открыт министром Силуановым. Девальвация «надувает» средства бюджетных фондов, мы их снимаем и финансируем расходы бюджета. А сами фонды в рублях даже не уменьшаются. И не надо увеличивать госдолг, как это делают недалекие американцы или европейцы. Они просто не знают нашего «большого секрета для маленькой такой компании»: как превратить энергию девальвации в финансирование расходов бюджета.
Но это не все открытия российской власти в экономической науке. С ФНБ тоже есть открытие — как его тратить так, чтобы он при этом не уменьшался. Очень просто: раздавать из него кредиты. Закапывать деньги в землю — на строительство БАМа, Транссиба, ВСМ (Высокоскоростных магистралей) и др. Но оформлять это не как растрату денег, а как их вложение, размещение в высоконадежные активы. Пусть эти активы будут совсем неликвидны и их доходность сильно ниже инфляции, но зато формально они всегда будут на месте («надежны») — ведь они закопаны в нашу землю, которая никуда не денется... А еще, между прочим, их можно инвестировать в частные бизнесы попавших под санкции друзей президента РФ (что может быть надежнее?), например, депозит и привилегированные акции Газпромбанка, облигации «Ямал СПГ». Или в политические проекты типа поддержки бывшего президента Украины Виктора Януковича ($3 млрд в украинских евробондах), про которые министр Силуанов раз в пару недель обязательно нервно говорит, что мы их списывать не будем... Еще много можно придумать «надежных» вложений. Пока в этом году их придумали только на 0,25 трлн руб., но год еще не кончился...
Такой предсказуемый ЦБ
Как и ожидалось, ЦБ на заседании своего Совета Директоров 11 сентября принял решение оставить ключевую ставку без изменения, на уровне 11%, ссылаясь на инфляционные риски. При перечислении причин прекращения снижения ставки ЦБР начал с ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и падения рубля вслед за падением цен на нефть.
Инфляционные риски? И где ЦБ увидел такие риски, что ставку надо держать на уровне в 11%? За 5 последних месяцев цены в стране выросли на 2,2%, в пересчете на годовые темпы это всего 5,3%. В августе инфляция несколько выросла по сравнению с июлем, но годовые темпы ее составили всего 4,3%. Текущая ключевая ставка ЦБР при такой инфляции является запретительной для реального сектора. Стимулирующей для экономики была бы ставка «инфляция минус» - 3-4%, а не 11%.
Настолько против США, что голосуем против себя
15 сентября откроется новая, 70-я Генассамблея ООН (ГА). А под занавес предыдущей, 69-й, развивающиеся страны провели хорошо срежессированную интригу. 8 сентября по инициативе Боливии ГА решила в течение года разработать и принять многосторонний правовой рамочный механизм для регулирования процессов реструктуризации суверенной задолженности государств с целью укрепления стабильности глобальной финансовой системы. А спустя два дня, 10 сентября, на 102-м заседании 69-й ГА по инициативе ЮАР такой механизм появился под названием: базовые принципы реструктуризации суверенной задолженности. Он был поставлен на голосование и принят.
Еще бы, должники голосуют за то, как не отдавать долги своим кредиторам! И место выбрано такое удачное. Представитель США пытался говорить, что это дело не ООН, а МВФ. Но большинство стран хорошо понимало, что делает: здесь, в ООН у каждой страны 1 голос. А в МВФ — голоса распределяются пропорционально квотам и «контрольный пакет» голосов остался бы у кредиторов, стран G7. Там такая резолюция не прошла бы, а здесь — легко, по причине численного преимущества должников.
Среди принципов, заявленных в резолюции ГА, есть иммунитет от юрисдикции зарубежных внутренних судов и исполнения их решений в отношении реструктуризации суверенного долга.
Это — прямая отсылка к проблемам Аргентины. Страна объявила дефолт в 2001 году, в 2005 и 2010 реструктурировала свою задолженность, списав более 2/3 долга в $100 млрд. 93% кредиторов согласились с этим, а оставшуюся часть долга скупили по дешевке спекулятивные инвестфонды и добились в 2014 решения суда г. Нью-Йорка о выплате этим кредиторам $1,3 млрд, при этом запретив Аргентине осуществлять платежи, пока страна не выплатит этого долга. Вопрос не урегулирован до сих пор.
Вопрос тут не в миллиарде долларов — Аргентина нашла бы его. А именно в принципе, в прецеденте. Если когда-нибудь какая-то страна решит пойти по пути Аргентины (одностороннего решения о реструктуризации суверенного долга) — то ей будет намного труднее добиться согласия кредиторов на списание части долга, кредиторы будут рассчитывать на решение внутренних судов своих стран и требовать полной выплаты.
Другой принцип называется «мажоритарная реструктуризация»: решения, одобренные квалифицированным большинством кредиторов, не должны меняться другими государствами или кредиторами, составляющими «нерепрезентативное меньшинство». Последние обязаны выполнять решения, принятые большинством. Дух Аргентины витает и тут. Но этот принцип напрямую касается и России.
Недавно Украина договорилась с «квалифицированным большинством» держателей своих еврооблигаций о списании долга на 20% и реструктуризации оставшейся части. Между прочим Россия владеет $3 млрд аналогичных еврооблигаций и по принципу «мажоритарной реструктуризации» должна присоединиться к другим кредиторам. Но Россия много раз заявляла, что не собирается этого делать и будет требовать выплаты полного долга Украиной (в декабре 2015).
И вот Россия на распутье. Как голосовать? Против — вместе с США? Или за — вместе с БРИКС?
Резолюция была принята большинством в 136 стран при 6 против и 41 воздержавшейся. Россия проголосовала... «за». Лишь бы навредить США. Этакий выстрел себе в ногу. Второй уже за этот год. Первым было соглашение по Ирану, которое нам экономически совсем не выгодно, но мы оказались в ситуации, когда вынуждены были его активно поддерживать.
Но как Россия теперь будет выходить из ситуации с «мажоритарной реструктуризацией» по Украине? Конечно, резолюция ГА ООН имеет лишь рекомендательный характер для стран-участниц, но торпедировать ее после того, как проголосовал «за» - это такая потеря лица... А вдруг мы увидим вскоре «добрую волю» со стороны России, и она согласится присоединиться к условиям реструктуризации украинского долга?
Сделке с Ираном быть
Как и ожидалось, Белому Дому удалось заблокировать резолюцию Сената (верхней палаты Конгресса) США против соглашения с Ираном по его ядерной программе. Решение окончательное и до последнего момента висело на волоске. Лишь 2 голосов не хватило сенаторам для блокирования сделки. Президент США Барак Обама не скрывал своей радости, называя решение сената историческим шагом, победой демократии и международной безопасности.
Конечно, дебаты в палате представителей (нижней палате Конгресса) еще продолжатся до 17 сентября, но оттуда Обама не ждем проблем — ее контролируют демократы.
Напомню, что 14 июля постоянные члены Совбеза ООН, Германия и Иран достигли соглашения, по которому последний обязуется на протяжении пяти лет не обогащать уран до уровня, превышающего 3,67%, и преобразовать завод "Фордо" в технологический центр. В обмен на это со страны снимут санкции.
Снятие санкций приведет к выходу иранской нефти на мировой рынок и может существенно снизить цены на «черное золото». В результате чего закладываемая сейчас в российский бюджет на 2016 год средняя цена нефти в 50 долл/барр может оказаться сверхоптимистичной. Рисковый сценарий ЦБР строится из 40 долл/барр. Наш Минэкономразвития также удивил, нефть в IV квартале 2015 года в нем учитывается по цене $38,7 за баррель - существенно ниже, чем цены, наблюдаемые сейчаc. Goldman Sachs подготовил негативный прогноз цен на нефть в 2016 в 20 долл/барр.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".