Это письмо, разосланное VISA кредитным организациям, – фактически ультиматум, выдвинутый Wildberries. Под ним может подписаться и другая платежная система – MasterCard, столкнувшаяся с аналогичной проблемой. Оба игрока считают, что крупнейший онлайн-ритейлер России нарушает антимонопольное законодательство. Ведь комиссии в размере примерно 2% за покупки по картам «Мир» не взимаются.
В свою очередь, в Wildberries назвали реакцию Visa и MasterCard попытками «давления на отечественные финансовые организации». Разобраться в ситуации, по логике, должна Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Однако жалоб от банков ведомство пока не получало. «При поступлении соответствующих обращений они будут рассмотрены ведомством на предмет нарушения антимонопольного законодательства в установленный законом срок», – цитирует ТАСС официальный ответ ФАС.
Как бы то ни было, но «война» Wildberries с международными платежными системами грозит перейти в горячую фазу. В этом случае в противостояние неизбежно будут втянуты не только ФАС, но и банковский сектор России во главе с ЦБ.
Ранее позиция антимонопольного ведомства уже была обозначена. В частности, представитель ФАС, комментируя ситуацию «Ведомостям», сослался на закон «О защите конкуренции», пояснив, что запрет на создание дискриминационных условий применительно к Wildberries якобы не работает.
Однако нельзя исключать, что ритейлер действует в интересах национальных платежных систем и прежде всего системы «Мир». Как известно, ее создание в 2014 году стало ответом на западные санкции, введенные после присоединения Крыма. Тогда VISA и Mastercard перестали принимать и обслуживать карты некоторых банков из «черного списка».
Борьба за "Мир": перспективы национальной платежной системы в сегменте социальных выплат
Карты «Мир» появились в обороте в конце 2015 – начале 2016 года. По данным Банка России, по итогам 2020 года их доля в выпуске нового «пластика» составила около 30%, а объем операций по ним достиг 24%. Продвижение отечественного финансового продукта на рынке во многом обеспечивается административным ресурсом. В настоящее время осуществлен полный перевод зарплат всех бюджетников, пенсий по линии ПФР, различных социальных выплат на карты «Мир». На повышение популярности работают программы лояльности (бонусы, кешбэк). Однако можно предположить, что темпы охвата и проникновения уже перестали устраивать национальную платежную систему. Она намерена активизировать экспансию на российском рынке за счет сокращения присутствия западных конкурентов.
Изучив актуальные данные по тратам россиян за 2020 год, «Мир», вполне вероятно, решил изменить стратегию. Что было ожидаемо, если вспомнить, что рынок интернет-торговли в России в прошлом году достиг 2,7 трлн рублей, продемонстрировав рост почти на 60% к 2019-му. В общей сложности через интернет было сделано 830 млн (в 2019-м – 465 млн) заказов. Причем конкретно на Wildberries пришлось 305 млн заказов на 413 млрд рублей – это на 96% больше, чем годом ранее.
Здраво рассудив, где россияне в основном тратят деньги, руководство «Мир» решило договориться с крупнейшим отечественным ритейлером о преимущественном праве при проведении платежей. Логично ожидать, что объем средств и количество транзакций при использовании карт национальной платежной системы в результате существенно увеличатся. Тут действует элементарный экономический расчет: кому интересно из своего кармана оплачивать дополнительно комиссию в размере примерно 2%? Особенно при наличии выгодной альтернативы – карты «Мир», владельцам которой подобных издержек нести не приходится.
Протекционистская политика начала реализовываться с 16 августа, когда Wildberries изменил цены на товары в своем магазине. В цене товара компания стала показывать тарифы разных платежных систем за оплату покупок. Ритейлер объяснил это шагом навстречу покупателям, которые теперь якобы получили возможность выбора, какой картой «удобнее и выгоднее пользоваться».
Впрочем, нельзя исключать, что инициатива исходит не только от платежной системы «Мир», но и от самого маркетплейса. Цель – оказать давление на VISA и Mastercard, чтобы получить от них двухпроцентную скидку. Стремление прессинговать таким способом контрагентов у Wildberries присутствовало всегда. Особенно оно стало проявляться с ростом оборотов и расширения компании.
Маркетплейсы в целом стараются придерживаться рекомендованной розничной цены (РРЦ). Все акции и скидки определяются онлайн-площадкой по договоренности с поставщиками. Так работают большинство игроков, но Wildberries предпочитает сам устанавливать цены. Складывается впечатление, что компания целенаправленно занимается демпингом под угрозой прекращения сотрудничества. Поставщики при таком раскладе рискуют потерять другие рынки сбыта и загнать себя в минус. Неудивительно, что многие из них в последнее время продают через Wildberries очень ограниченный ассортимент. Например, даже у Nike возникают постоянные трения с российским интернет-ритейлером.
Впрочем, шансы на мирное урегулирование конфликта между Wildberries и международными платежными системами пока сохраняются. Как часто бывает, после первой волны возмущения со стороны VISA, Mastercard и недовольных увеличением цен покупателей прозвучали примирительные заявления представителей маркетплейса о готовности к конструктивному диалогу.
Возможно, понимание, как дальше будет развиваться эта история, появится после 31 августа. Если банки, выполнив требование VISA, подтвердят факты дополнительных комиссий и они не будут отменены, то Wildberries, с большой долей вероятности, придется объясняться с ФАС, несмотря на пока нейтральную позицию антимонопольного ведомства.
Автор – финансовый аналитик группы компаний CMS