Утраченные финансовые грезы
К участникам рынка инвестиционного страхования жизни все больше претензий со стороны клиентов
Банк России наводит порядок на рынке инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Этот продукт достаточно активно навязывают гражданам, позиционируя его как альтернативу банковским вкладам. Без обмана клиентов, к сожалению, не обходится.
Регулятор намерен обязать продавцов раскрывать всю необходимую информацию об особенностях ИСЖ и сопутствующих рисках. За нарушения страховщикам грозят штрафы, а агентов – кредитные организации – могут и вовсе лишить права продавать данный продукт. Новые требования внесены в Концепцию по совершенствованию регулирования инвестиционного страхования жизни, подготовленную ЦБ. Как сообщил «Профилю» глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, соответствующий законопроект планируется внести в Госдуму в осеннюю сессию.
Гибридный продукт второй свежести
Полисы ИСЖ активно продаются в России с 2012 года. Это гибридный продукт, включающий в себя страховку и возможность получения дохода на вложенную сумму. Уплаченную клиентом премию страховщик инвестирует на фондовом рынке. И в конце срока действия полиса, а это, как правило, 3–5 лет, страховая компания гарантирует застрахованному лицу возврат денег плюс прибыль, полученную от инвестирования в рискованные активы.
В настоящее время ИСЖ – один из самых быстрорастущих сегментов страхового рынка. За первое полугодие 2018 года его объемы выросли на 65% по отношению к 2017 году и достигли 138 млрд рублей. По мнению Анатолия Аксакова, активной продаже полисов ИСЖ в первую очередь помогали снижающиеся ставки по банковским депозитам. «В сегменте среднесрочных вложений на 3–5 лет практически нет альтернатив с такой потенциальной доходностью, как у ИСЖ. Есть рынок корпоративных облигаций, но население в своей массе мало знакомо с ним», – пояснил депутат.
Взрывной рост продаж полисов ИСЖ сопровождается увеличением жалоб потребителей. Только в этом году число претензий выросло более чем в 2 раза. В ЦБ объясняют происходящее тем, что страховые компании и их агенты – банки – не полностью раскрывают клиентам информацию о продукте. Чаще всего полис ИСЖ противопоставляют депозиту, обещая по нему прибыль, превышающую доходность от обычных вкладов, – от 10% до 20% годовых, что явно больше нынешних процентов по вкладу, которые не достигают даже 10%.
Однако на деле, по данным Банка России, по трехлетним договорам ИСЖ, срок действия которых закончился в 2017–2018 годах, прибыль не превысила 3,3% годовых, а по пятилетним – 2,4%.
«У потребителя, таким образом, формируется неверное ожидание доходности продукта. Если говорить про действующие договоры, то предварительная оценка возможной доходности по ним тоже ниже, чем сопоставимая по вкладам за тот же период», – констатирует руководитель службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута. По его словам, по действующим трехлетним договорам у лидеров рынка средняя доходность составляет (или составила бы) 0,9%, а по пятилетним – 1,6% годовых.
Кто не пьет шампанское
Доходы, на которые так надеются покупатели полисов ИСЖ, по большому счету умозрительны, потому что все зависит от инвестиционной стратегии страховой компании. «Клиент может выбрать, во что инвестировать: акции, золото, нефть, западные рынки – в совокупности или по секторам через инвестиционные фонды, которые торгуются на бирже (Exchange Traded Funds). К изменению стоимости этого актива привязана возможная будущая доходность», – говорит заместитель директора Национального центра финансовой грамотности, независимый финансовый советник Сергей Макаров.
Однако в рискованные активы вкладывается не вся сумма. Взнос клиента распределяется на 2 части: накопительную (или гарантийную) и рисковую (или инвестиционную). Гарантийный фонд размещается в консервативные инструменты – те же банковские депозиты, федеральные и корпоративные облигации. «За счет этого обеспечивается гарантия возврата 100% средств клиента. Даже при негативной динамике инвестиционного актива за срок действия договора капитал дорастает до суммы первоначального взноса», – рассказывает заместитель генерального директора по продажам страховой компании «Ингосстрах-Жизнь» Алексей Захаров. К примеру, клиент купил ИСЖ на 100 тысяч рублей сроком на 5 лет. Страховая компания 70 тысяч рублей направит на накопительную часть. Вкладывая деньги под 7,5% годовых, через 5 лет она получит те самые 100 тысяч рублей.
Инвестиционный фонд вкладывает средства в одну из предложенных клиенту стратегий. По словам Захарова, в основном используются опционы и все реже в последнее время – фьючерсы. Опцион – это контракт, который дает право осуществить покупку или продажу какого-либо базового актива. Им может быть все что угодно – металл, валюта, акции и так далее. Среди опционов страховщик выделяет так называемые ванильные (классические) опционы, которые позволяют получить выплату по окончании срока действия договора страхования. Особенность такого соглашения – стороны заранее оговаривают базисный актив, цену на него, количество единиц и срок реализации.
К примеру, покупатель решается купить ванильный опцион, предметом которого являются акции компании N. На момент совершения сделки цена одной ценной бумаги составляет 50 евро. Премия, которую он платит за опционный контракт, – 5 евро. Срок реализации соглашения – 10 дней. Если за это время котировки акций достигают отметки 55 евро, держатель ванильного опционного соглашения оказывается в точке безубыточности. При условии, что цена актива составила 60 евро, размер прибыли равен 5 евро. Если прогноз не оправдывается и интересующие ценные бумаги дешевеют, сделка приносит убытки.
Чрезвычайная комиссия
Оценивая стратегию инвестирования, эксперты советуют обращать внимание на базовый актив, заложенный в ИСЖ, уровень гарантии на капитал и участия в доходности. Таким активом может быть низкорискованный глобальный фонд облигаций в USD от одной из крупнейших в мире управляющих компаний, и тогда уровень гарантии возврата может составить 100% при сроке контракта 5 лет и участии в доходе этого фонда 210%, раскрывает секреты финансовый консультант, совладелец компании «Личный капитал» Юлия Сахаровская. Но может быть и высокорискованный глобальный индекс компаний технологического сектора в рублях, где уровень гарантии при сроке контракта 7 лет составит 115% и участие в доходе этого индекса 75%.
Классические программы ИСЖ не предусматривают гарантированной доходности, поскольку являются инвестиционными инструментами. «Хотя на рынке и присутствуют более консервативные разновидности ИСЖ, где уровень защиты первоначальных вложений не 100%, а, например, 105%. Правда, надо понимать, что гарантированные 5% снижают потенциал инвестиционной доходности по продукту», – уточняет Захаров.
Главные бенефициары продаж ИСЖ – банки, которые получают за это значительное комиссионное вознаграждение от страховщиков. Через банковскую сеть реализуется более 90% договоров.
«Кредитные организации стали чаще предлагать этот продукт, поскольку традиционные банковские модели заработка становятся не столь эффективными и маржинальными», – считает Захаров. При этом растет стоимость обслуживания пассивов премиальных клиентов (а это основные каналы продаж ИСЖ). Поэтому банки все чаще прибегают к модели с комиссионным доходом и продаже других небанковских финансовых инструментов, уверен собеседник «Профиля».
Законодательно размер комиссии никак не ограничен и зависит от договоренностей страховщика и банка-партнера. В среднем этот показатель составляет более 8%. В зависимости от банка-партнера комиссионные могут достигать 12–13%, что способствует более агрессивной манере продажи ИСЖ агентами с целью увеличения прибыли. В 2017 году банки получили от страховщиков свыше 50 млрд рублей комиссии. Высокая комиссия снижает потенциальную доходность по полисам ИСЖ, так как снижает размер «рискового» фонда, способного обеспечить клиенту получение дополнительного дохода, указано в Концепции ЦБ.
Для банков комиссионные продукты гораздо выгоднее, так как это доход без привлечения и вложения средств, считает исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев. «Банки заинтересованы в наращивании продаж любого продукта, который приносит прибыль и не аукнется им репутационными и иными рисками в среднесрочной и долгосрочной перспективе», – утверждает эксперт. Однако, позиционируя полис ИСЖ как альтернативу депозитам, кредитные организации фактически занимаются мисселингом – навязывают клиентам не тот продукт, который они хотели бы получить.
Финансовый ликбез
Инвестиционное страхование жизни с точки зрения вложения свободных денег продукт явно не для повседневного пользования и интересный далеко не каждому. «В 80% случаев полис ИСЖ клиенту не нужен, без него вполне можно обойтись или использовать в комплексе с другими», – убежден Макаров. Этот вид страхования потенциально может быть интересен в том случае, если стоит задача обеспечить полную юридическую защиту инвестиций от имущественных притязаний со стороны. Это реально – полисы ИСЖ защищены от судебных претензий. Вложенные деньги не делятся при разводе, их нельзя отсудить. При наложении взыскания или аресте имущества эти средства тоже не могут быть конфискованы.
По мнению Сахаровской, на полис ИСЖ стоит обратить внимание, если есть свободные средства, которые в среднесрочной перспективе не понадобятся и нет возможности инвестировать их самостоятельно в базовый актив. Этот продукт лучше использовать вкупе с другими инструментами. «Если есть цель приобрести автомобиль через 3–5 лет. Начальную сумму можно инвестировать в ИСЖ, плюс делать дополнительные взносы на депозит», – говорит Макаров.
Кроме того, можно открыть индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), купить облигации и получить налоговые вычеты, которые положены не только при открытии ИИС, но и по договору ИСЖ. Максимальный размер страхового взноса, с которого можно получить налоговый вычет, ограничен и составляет 120 тысяч рублей в год. Правило действует только для договоров сроком не менее 5 лет при получении дохода свыше ставки рефинансирования. То есть можно вернуть не более 15,6 тысячи рублей в год.
При покупке полиса ИСЖ важно внимательно изучить детали договора: уточнить срок действия продукта, страховые риски, условия расторжения, уровень защиты капитала, базовый инвестиционный актив, к которому привязана доходность, возможность менять этот актив, советует Сергей Макаров. Без потерь деньги вернуть можно в течение 14 дней после приобретения полиса. Это так называемый «период охлаждения», клиент осознает, что ему навязали не тот продукт. В дальнейшем при досрочном расторжении договора возврат всей суммы невозможен. На второй год причитается около 50% вложенных денег, а в дальнейшем выкупная сумма увеличивается до 97%. Зато при наступлении страхового случая – ухода из жизни – страховая компания выплачивает родственникам 100%, а то и 200% страховой суммы в зависимости от условий договора ИСЖ.
Народ хочет ясности
Очевидно, что на рынке страхования назрела необходимость в более гибких и понятных продуктах. Правила предоставления клиентам информации закреплены в Базовом стандарте защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, документ вступает в силу в мае следующего года. Чуть раньше – в конце января – начнет действовать Внутренний стандарт, утвержденный Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). Новые правила призваны повысить уровень понимания страховых продуктов. Они предполагают максимально простое разъяснение сути договора, чтобы исключить мисселинг, отмечают в пресс-службе ВСС. В документах содержится ряд норм, связанных с ИСЖ, в частности, требования о том, какая информация должна обязательно доводиться до потребителя.
Однако одних этих мер для наведения порядка на рынке ИСЖ, как считает ЦБ, недостаточно. Регулятор намерен обязать банки и страховщиков раскрывать всю информацию – инвестиционные риски, порядок возврата денежных средств при расторжении договора, предупреждать, что инвестиции не застрахованы в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), а значит, нет государственной гарантии возврата вложенных денег.
Страховщики должны будут следить, чтобы эти требования соблюдали их агенты, за нарушение будут введены штрафные санкции. Соответствующий нормативный акт ЦБ планирует выпустить в конце 2018 года или в начале 2019‑го. Для банков введение в заблуждение клиентов может закончиться полным запретом на продажу полисов ИСЖ. Но это крайняя степень реагирования, которая будет использоваться в случае, если не сработают остальные меры, отмечает Мамута. Проверять соблюдение требований планируется через контрольные закупки, право на которые регулятор получил в июле текущего года. Стандартизация в сфере страховых услуг позволит привести к созданию эталонных продуктов, улучшить качество продаж, ограничить мисселинг и снизить количество жалоб клиентов, убежден генеральный директор СК «МАКС-Жизнь» Андрей Мартьянов. Некоторые эксперты не исключают временный негативный эффект. Так, Захаров предупреждает, что введение стандартов может привести к кратковременному замедлению темпов роста ИСЖ. Зато в дальнейшем следование новым правилам благотворно скажется не только на рынке инвестиционных страховых продуктов, но и на рынке страхования жизни в целом.
В среднесрочной перспективе ЦБ планирует обязать продавцов определять риск-профиль розничного инвестора при заключении договоров ИСЖ с обозначением ожидаемой доходности, допустимого риска, который клиент готов брать, и срока инвестирования, с тем чтобы определять приемлемый для него инвестиционный портфель. Также рассматривается вопрос об установлении требований к перечню активов, в привязке к стоимости которых может определяться доходность договоров ИСЖ.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".