Все под контролем: зачем ЦБ хочет взять на учет доходы и расходы граждан
Государство методично выстраивает систему тотального контроля за доходами и расходами населения. Полгода назад Федеральная налоговая служба (ФНС) получила доступ к информации по банковским картам. С января 2022-го Банк России начал собирать данные о транзакциях физических лиц. Введение цифрового рубля позволит сократить оборот наличных денег. В логике действий регулятора разбирался «Профиль».
Не осталось ничего личного
В современном мире человек существует в замкнутой общественно-экономической матрице. С первого и до последнего дня жизни многие действия и события учитываются, анализируются и регулируются с помощью цифровых сервисов. В частности, уже достаточно длительное время осуществляется мониторинг личных финансов россиян. Технически особых сложностей этот процесс не представляет. В поле зрения ведомств находится более 330 млн кредитных и дебетовых карт (данные ЦБ), которые используются для оплаты покупок на кассах обычных торговых точек и в интернет-магазинах. Согласно статистике регулятора, доля безналичных платежей по итогам 2022 года составила порядка 75%.
Попадающие в информационные базы госорганов и коммерческих структур сведения о покупках, переводах, зачислении зарплат, пенсий и т.п. практически не оставляют белых пятен в личностных биографиях. По электронным чекам из продуктовых магазинов при желании удаленно можно выяснить гастрономические предпочтения человека, ну а оплата в аптеке банковской картой лекарств способна раскрыть врачебную тайну о диагнозах.
Для профильных министерств и ведомств особый интерес представляет возможность контроля доходов и расходов населения. С каждым годом он становится все более плотным, охватывая новые сферы. Это важно для вывода отечественной экономики из тени, пополнения бюджета за счет фискальных сборов.
Карточные козыри: почему россияне больше не ходят в магазины с наличными
Полномочия делегированы кредитным организациям, которые по умолчанию проверяют обоснованность и легитимность всех безналичных операций физических и юридических лиц. Деятельность регламентируется в том числе законодательством по противодействию отмыванию доходов, нажитых преступным путем, и финансированию терроризма. Коммерческие банки должны выявлять подозрительные транзакции и передавать информацию в Росфинмониторинг. Перечень рекомендаций в этой сфере нельзя считать исчерпывающим, документ постоянно актуализируется.
С января 2022 года Банк России в очередной раз изменил порядок контроля за личными финансами граждан. Регулятор обязал кредитные учреждения передавать сведения о переводах денег с карты на карту, через систему быстрых платежей, со счета мобильного телефона на банковскую карту.
РБК утверждал, что информация по транзакциям должна быть максимально полной. Например, включать номера карт отправителей и получателей средств, данные банков, уникальные ID клиентов, суммы и даты проведения операций и т.д. Кроме того, подавать сведения обязали ритейлеров, а также юридических лиц, предоставляющих свои онлайн-сервисы для денежных переводов.
В ЦБ опровергли предположение о том, что это означает начало всеобъемлющего контроля за доходами и расходами населения. Представитель регулятора, на которого ссылается ТАСС, пояснил: планируется собирать данные, причем обезличенные, «исключительно при наличии риска использования их платформ для нелегальных операций онлайн-казино и букмекеров». Можно предположить, что какое-то время, пока новый механизм будет формироваться и совершенствоваться, интерес ЦБ действительно ограничится в основном азартными играми. Формально нововведения не выходят за рамки действующих процедур контроля и пресечения подозрительных финансовых операций.
В этом смысле для клиентов кредитных организаций и правда принципиально ничего не изменилось. Банки, как прежде, будут стремиться выявлять «аномалии» в транзакциях физических лиц с последующей приостановкой сомнительных платежей и переводов, а в определенных ситуациях блокировать счета. Вопросы к клиентам неизбежно возникнут в связи со значительными объемами зачисления и списания денежных средств. Например, при более 30 приходно-расходных операций на суммы, превышающие 100 тыс. рублей в день или 1 млн рублей в месяц. Подозрительными выглядят короткие промежутки между зачислением и списанием денег (менее минуты) или отсутствие стандартных платежей – за коммунальные услуги, мобильную связь, покупки в магазинах и т.п. Совпадение IP-адресов тоже достаточное основание для принятия перечисленных выше мер.
Реакция незамедлительно последует в случаях, когда будут установлены хотя бы два критерия, свидетельствующие о возможной легализации денег или финансировании преступлений. Если проверка подтвердит обоснованность подозрений, то операция будет остановлена, а банковский счет физического лица заблокирован. Юридическим лицам тоже не удастся спрятаться от «большого брата». Сомнительным с точки зрения регулятора априори считается большое количество расчетов с контрагентами – физическими лицами: более 10 в день или 50 в месяц.
Для добросовестных клиентов банков столь жесткий контроль проблем создавать не должен. Более того, он в их интересах, поскольку позволяет бороться с мошенниками, использующими различные хитроумные схемы по хищению денег.
Сегодняшний разгул киберпреступности – побочный эффект бурного развития IT-технологий в финансовой сфере, так сказать, оборотная сторона прогресса. Ну а для регулятора возникающие риски – еще один законный повод проверок с пристрастием транзакций граждан.
Проверяй – не доверяй
Разъяснения представителей Банка России по поводу нововведений не должны никого обманывать. В перспективе, после того как новый механизм будет проверен в деле, контроль, скорее всего, не ограничится лишь сбором обезличенных данных о владельцах карт и счетов, заподозренных в ставках в нелегальных казино или у подпольных букмекеров, а распространится на всех. Фактически активирован важнейший элемент мониторинга, способный в нужный момент обеспечить всеобъемлющий контроль над доходами и расходами населения. По сути, появилась некая надстройка над действующими модулями, контроль над контролем.
Еще один принципиальный момент – раньше информирование о мониторинге подозрительных транзакциях физических лиц носило избирательный характер. Реакция следовала по факту конкретного события. Теперь же ЦБ ввел отчетность, правда, пока нерегулярную, но, с другой стороны, надо с чего-то начинать. К первичному контролю за финансовыми операциями граждан впервые официально подключили торговые точки и брокерские компании, проводящие безналичные платежи. Прежде эти организации не имели опыта работы напрямую с ЦБ. Видимо, поэтому и понадобился переходный период. Новым участникам дали время приспособиться к требованиям регулятора, понять, что от них требуется, наладить коммуникации.
А вот дальше следует ожидать трансформации выборочного контроля в тотальный, при котором регулятор сможет отслеживать все безналичные расчеты граждан, анализировать эти данные и делать соответствующие выводы. В результате неизбежно произойдет симбиоз денежно-кредитной и фискальной политики.
ЦБ к налогам отношения сейчас не имеет. В свою очередь, и ФНС на постоянной основе не отслеживает транзакции населения. Налоговики при наличии достаточных оснований вправе инициировать проверки и запрашивать в банках выписки по картам и счетам физических лиц. Межведомственное взаимодействие, безусловно, повысит эффективность банковского и фискального контроля, позволит создавать финансовые профили каждого россиянина. После чего уже не составит труда выявлять самые незначительные суммы, ускользнувшие от налогообложения. Современный уровень развития IT-технологий позволяет достаточно успешно решать подобные задачи.
Как это работает, раскрыли «Ведомости» на примере налоговых проверок бизнеса. Издание выяснило, что инспекторы ФНС для выявления компаний, уклоняющихся от налогов, применяют непубличный регламент и рекомендации. В этой работе им помогает искусственный интеллект. Например, автоматизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета (АСК НДС) позволяет в онлайн-режиме находить нестыковки между счетами-фактурами компании и налоговыми декларациями. Затем проводится выездная проверка, которая в подавляющем большинстве случаев (результативность – 96%) подтверждает обоснованность подозрений. Аналогичным образом взыскивать недоимки можно и с физических лиц.
Цифра против бумаги
В серой зоне все еще остаются наличные. Банк России неоднократно подтверждал, что не собирается выводить из оборота бумажные и металлические деньги. Однако сокращение оборота купюр и монет, похоже, все-таки стоит отдельным пунктом в повестке дня. Шагом в этом направлении станет введение цифрового рубля, планируемое в начале этого года.
Тотальный контроль: как цифровой рубль поможет следить за тратами россиян
Можно предположить, что новая разновидность российской национальной валюты в первую очередь будет использоваться в системе госзакупок, финансировании различных государственных и региональных программ развития, а также при выплатах зарплат работникам бюджетной сферы. Но с точки зрения введения тотального контроля за доходами и расходами населения у цифрового рубля хорошие перспективы.
Каждая виртуальная купюра получит свой уникальный номер, тем самым будет обеспечена полная прозрачность и прослеживаемость ее обращения. Это позволит противодействовать коррупции, зарплатам в конвертах, уклонению от налогов наемных работников и бизнеса. Ведь «след» цифрового рубля в истории финансовых операций останется навсегда, а по нему правоохранители и фискальные органы гарантированно смогут находить тех, кто берет взятки или живет не по средствам.
Автор – преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".