- Главная страница
- Статьи
- Жаркое дело: в России стартовало первое серийное производство асфальтоукладчиков
Жаркое дело: в России стартовало первое серийное производство асфальтоукладчиков
Представление о России как о стране скверных дорог постепенно уходит в прошлое – дорог у нас строят много и делают это все лучше. А вот с дорожно-строительной техникой дела обстоят не ахти: более 85% ее импортируется из Европы и Азии. Но и здесь появился шанс на позитивные перемены. Недавно в Брянске открылось первое и пока единственное в РФ и ЕАЭС серийное производство колесных и гусеничных асфальтоукладчиков – НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения» (ГКМП) наладила выпуск сразу пяти моделей этой техники под маркой «Десна».

24 часа в сутки
«Станки с ЧПУ сейчас работают в две смены по 12 часов. При помощи полученного оборудования мы сможем выпускать от 70 до 100 укладчиков в год», – рассказывал первый заместитель генерального директора ГКМП Вадим Алешкин, проводя журналистов по цехам предприятия. Завод только-только приступил к серийному производству гусеничных и колесных асфальтоукладчиков. Флагман компании –гусеничная машина «Десна 2100», способная класть асфальтовое полотно шириной до 13 метров. Субсидию на ее разработку предоставил Минпромторг; после выпуска пробной партии стало понятно, что для серийного производства «Десны» необходима новая производственная площадка. «Мы обратились в ФРП, нас поддержали, и мы получили кредит почти на 200 млн рублей на пять лет», – пояснил Алешкин.
Сейчас локализация нового асфальтоукладчика составляет 90%, еще 10% узлов импортируется – это элементы гидравлики и гусеницы. «Пока российские поставщики не могут нам предложить то, что нужно, – сетует замгендиректора ГКМП, – но я думаю, в 2025 году и по этому направлению мы локализуемся здесь, в России». Одно из предприятий Екатеринбурга уже разработало и испытывает гидравлику «под задание» брянчан. Если все пройдет успешно, «вопрос будет закрыт» и локализация производства достигнет 98%.
Помимо этого компания ведет работу по проектированию нового тротуарного асфальтоукладчика, а также готовится к запуску серийного производства колесных дорожных фрез «Десна Ф».
Страна строящихся дорог
Современную Россию можно назвать страной строящихся дорог. Дорожное строительство не раз заявлялось властями в качестве одного из приоритетов инфраструктурного развития. В прошлом году, сообщал Минтранс, установлен десятилетний рекорд по прокладке федеральных трасс – свыше 506 км. Всего с 2019 по 2024 год проложено и реконструировано 5,2 тыс. км, а к 2030-му, согласно утвержденному премьером Михаилом Мишустиным шестилетнему плану развития дорожной инфраструктуры, должно быть построено и реконструировано еще свыше 3,7 тыс. км автодорог различного назначения.
Это кажется странным, но страна строящихся дорог почти не производит собственной дорожно-строительной техники (ДСТ). По данным ассоциации «Росспецмаш», в 2024 году доля машин от российских компаний (речь о всех видах ДСТ) оценивалась в 14%. Что касается непосредственно асфальтоукладчиков, то данный рынок практически полностью контролируется иностранцами: до 2022-го на стройках доминировала европейская и японская техника, с началом геополитического обострения и санкционных войн японцев и европейцев потеснили конкуренты из Поднебесной. Так, в 2023 году свыше 66% продаж новой техники приходилось на китайские бренды – XCMG и Sany, еще 22,5% составляли машины трех европейских компаний – Bomag, Volvo и CM. В сегменте подержанной техники первенство по-прежнему удерживали компании из Старого Света и Японии: более 61% продаж пришлось на германскую Vogele, а также японские Hanta и Sumitomo. Оставшиеся 39% делили между собой семь производителей из этих же регионов.
Не «китайцем» единым
И вот на рынке впервые может появиться крупный отечественный игрок. По словам гендиректора НПО ГКМП Николая Инютина, компания «намерена закрыть до 10% потребности российского рынка и в дальнейшем увеличивать эту долю». Речь о новых машинах «Десна». На оснащение и модернизацию площадки для их производства потребовалось свыше 281 млн руб. Большая часть этой суммы пришлась на субсидированные госкредиты: 180 млн руб. предоставил ФРП в рамках федерально-региональной программы «Проекты развития», еще 20 млн руб. – кредит от Фонда развития малого и среднего предпринимательства Брянской области.
В условиях высокой ключевой ставки целевые кредиты от государства являются едва ли не главным источником заемных средств для российских компаний. О необходимости широкого использования данного инструмента как стимула для импортозамещения не раз говорили эксперты-экономисты. Ведь одна из бед нашей промышленности – недофинансирование. В 2022 году, уже после введения антироссийских санкций, норма инвестиций у нас не превышала 23% ВВП, хотя еще в 2012-м ставилась задача довести этот показатель до 27%. Для сравнения: Китай много лет подряд доводил объем инвестиций до 40% ВВП, причем большая их часть являлись квазигосударственными, т. е. осуществлялись госкорпорациями, государственными фондами и банками под 1–3% годовых. У нас подобным целевым финансированием занимаются, в частности, федеральные и региональные фонды. Тот же ФРП дает целевые займы от 5 млн до 2 млрд руб. на срок до семи лет по ставке 3% и 5% годовых. На сегодняшний день фонд профинансировал по всей стране более 1900 проектов на сумму свыше 640 млрд руб.
Дешево и не сердито?
В ГКМП надеются, что смогут потеснить на рынке РФ европейских и азиатских производителей асфальтоукладчиков за счет ценовой политики и системы сервисной поддержки. Европейская техника стоит дорого – новый немецкий укладчик Vogele продается сегодня за 43–50 млн руб. По схожим ценам предлагается техника других западных фирм. Китайские машины стоят от 25 млн до 50 млн руб. в зависимости от производителя. Цена брянской «Десны 2100» составляет порядка 20 млн руб., т. е. на уровне недорогих китайских брендов. По заявлению руководства ГКМП, после эксплуатации пробных партий их техникой заинтересовались строители из разных регионов России, а также из Белоруссии и Монголии.
«Главное наше преимущество – высокая ремонтопригодность, – поясняет Вадим Алешкин. – Если ломается импортная техника – это стоп-машина минимум на три-четыре месяца: пока согласуют комплектацию (что нужно привезти), пока привезут… У нас, если асфальтоукладчик выходит из строя, в течение трех дней специалисты будут в любой точке России, – мы оперативно выезжаем и все ремонтируем».
Кроме того, отечественные производители могут рассчитывать на поддержку государства. Как пояснил один из участников рынка, Росавтодор в рамках импортозамещения планирует отдавать приоритет технике отечественных производителей. Неслучайно в качестве основных покупателей руководство ГКМП видит федеральные управления автодорог и дирекции строящихся автодорог.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".