Золотой запас нужнее для России
Почему лидер добычи драгметалла "Ксеньевский прииск" не хочет продавать его за рубеж
Экспорт золота из России во втором квартале 2020 года превысил в денежном выражении экспорт трубопроводного газа, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС) и Центрального банка (ЦБ). Эта новость приобрела ореол сенсационности. По имеющейся статистике, только за апрель и май российские компании экспортировали 66,4 т золота на $3,58 млрд. За эти же два месяца, согласно той же статистике таможенников, «Газпром», обладающий монополией на экспорт трубопроводного газа, продал за рубеж топлива на $2,4 млрд. По предварительной оценке ЦБ, в целом за второй квартал экспорт трубопроводного газа принес России $3,5 млрд выручки, то есть меньше, чем экспорт золота за два месяца.
Такая ситуация в новейшей истории России сложилась впервые. Как минимум с 1994 года экспорт газа приносил больше выручки, чем экспорт золота. Такой резкий рост экспорта драгметалла произошел прежде всего на фоне решения ЦБ отказаться от покупок золота. При этом в апреле изменились правила вывоза золота за рубеж – золотодобытчики и аффинажные заводы были уравнены в экспортных правах с банками. Согласно новому постановлению правительства, они, как и кредитные организации, могут рассчитывать на получение генеральных лицензий на поставки золота за границу, а не только разовых. У золотодобытчиков всегда была возможность экспортировать металл по разовым лицензиям. Однако эта опция не пользовалась массовым спросом, поскольку в таком случае возникает необходимость самостоятельной организации логистики и увеличивается срок поступления средств за произведенный металл.
Пока упрощенный порядок золота за рубеж себя оправдывает: в условиях коллапса рынка углеводородов в эпоху пандемии Россия смогла найти дополнительный источник валюты. Однако далеко не все золотодобывающие компании воспользовались правом самостоятельно экспортировать драгоценный металл. У одного из лидеров золотодобычи России – ПАО «Ксеньевский прииск» (25-е место в рейтинге золотодобывающих компаний страны) нашлись свои идеологические и рыночные резоны для того, чтобы не становиться экспортером.
Как рассказали нашему изданию в компании, «Ксеньевский прииск», безусловно, рассматривал эту опцию как одну из возможностей повышения эффективности продаж, но решили этим инструментом не пользоваться. «Наше предприятие ориентировано исключительно на внутренний рынок. Это наша стратегия и наша сильная сторона. Рыночные механизмы внутреннего рынка позволяют нам не оглядываться на потенциальные возможности экспорта. Мы знаем механизмы внутреннего рынка досконально, и, если хотите, это наше очевидное ноу-хау. У нас всегда были и есть планы по отработке недр в России, мы работаем вдолгую, поэтому сиюминутная коммерческая выгода никогда не была нашим приоритетом. Прибыль приходит, когда просчитываешь ее с математической дотошностью», – рассказал генеральный директор «Ксеньевского прииска» Егор Литуев.
Кроме того, текущая макроэкономическая ситуация в виде роста цены за тройскую унцию в долларах, с одной стороны, и ослабление рубля, с другой стороны, дают очень хорошую цену на золото в рублях. Поэтому в такой ситуации продавать золото за рубли на внутреннем рынке экономически целесообразнее, чем за доллары при экспортных операциях. По действующему законодательству экспортеры обязаны конвертировать в рубли значительный объем выручки. Соответственно, снижается эффективность сохранения активов в долларах США и возможность получения дополнительной прибыли на конвертации тогда, когда это максимально выгодно предприятию. Получается, что для эффективного экспорта необходимо структурировать цепочку продаж таким образом, чтобы экономить на уплате налогов. Проще говоря, занижать налоговую базу в России. Этот, казалось бы, очевидный рыночный расклад в корне не соответствует идеологии, которую исповедует «Ксеньевский прииск».
«Такая рыночная тактика вступает в принципиальное противоречие с базовыми принципами акционеров и бенефициаров предприятия. Причины здесь простые: у владельцев нашего бизнеса нет интересов за рубежом. Кроме того, вывод активов подобным образом за пределы страны не соотносится со стратегией предприятия: работать на благо себя – работать на благо страны», – отметил Егор Литуев.
Вряд ли новая практика продажи золота на экспорт опасна для золотовалютных запасов страны. По данным ЦБ, объем запасов российского золота составляет 2300 т стоимостью $130,8 млрд – это 23% совокупного объема резервов страны, что является очень высоким показателем по сравнению с ЦБ других стран. При этом добыча металла в России продолжает расти. Так, в 2019 году его производство составило 343,5 т (+9,3% к уровню 2018 года).
«Существующие внешнеэкономические реалии по продаже золота никак не мешают таким компаниям, как наша, придерживаться собственной стратегии. Надо понимать, что возросший спрос и высокие цены на золото делают рентабельным отработку даже более бедных месторождений. Это позволит отдельным производителям, пользуясь хорошей конъюнктурой, отрабатывать наименее перспективные участки с положительной рентабельностью», – рассуждает гендиректор ПАО «Ксеньевский прииск» Егор Литуев.
Трудно сказать, какая рыночная стратегия по продаже золота возобладает на российском рынке. В условиях, когда риск глобальной инфляции евро из-за политики европейского регулятора возрос, стоимость фьючерсов становится непредсказуемой, а эмитент американского доллара сознательно лишает его глобального потенциала, только золото осталось одновременно и привлекательным и гарантирующим активом. Именно в него безошибочно предлагают вкладываться инвестиционные банки. Более того, в условиях растущего недоверия к доллару как инвестиционному инструменту золото становится не просто фактором хеджирования рисков, но приобретает статус единицы расчетов.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".