16 июня 2025
USD 79 +0.4 EUR 90.01 +0.22
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Лишние пассажиры: почему в России решили узаконить овербукинг
авиакомпании авиаперелеты Путешествия

Лишние пассажиры: почему в России решили узаконить овербукинг

Российские власти намерены легализовать овербукинг – продажу авиакомпаниями большего количества билетов, чем число мест в самолете. Соответствующий законопроект обсуждается в Росавиации и Минтрансе. Идею активно поддерживают перевозчики, но у пассажиров и депутатов Госдумы есть опасения по поводу применения авиакомпаниями этой практики. О том, как будут защищать пассажиров от «алчных перевозчиков», – в материале «Профиля».

Авиабилеты и загранпаспорта

©Akifyeva S/Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Вывести из серой зоны

Овербукинг (сверхбронирование) – явление не новое и практикуется многими перевозчиками мира. Статистика авиакомпаний показывает, что на рейсы часто приходят не все пассажиры, а кто-то отказывается от полета и сдает билет в последний момент, из-за чего авиакомпания уже не успевает его перепродать. Поэтому, чтобы не «возить воздух» (ведь пустое кресло – убытки для перевозчика), авиакомпании заранее продают какую-то часть мест в самолете дважды.

Вот это Magic: Белоруссия в условиях санкций получила три Airbus A330

В США и Европе овербукинг законодательно урегулирован: «лишние» пассажиры не назначаются сотрудником авиакомпании, а выбираются из числа добровольцев. При этом согласившемуся лететь следующим рейсом выплачивают солидную компенсацию. В Европе это в среднем €200–300, но иногда суммы могут в разы превышать стоимость билета. Например, в 2017 году американская Delta увеличила максимальную компенсацию за добровольный отказ от посадки до $9950. И были прецеденты, когда пассажирам реально предлагали почти $10 тыс. за отказ от полета на переполненном рейсе.

С такими размерами компенсаций неудивительно, что на Западе пассажиры, которым некритично вылететь позже или даже на следующий день, иногда специально приходят к концу регистрации в надежде на нехватку места и выплату от перевозчика. Компенсация может заключаться не только в получении «живых» денег, но и включать оплату авиакомпанией питания и гостиницы в ожидании следующего рейса.

В России овербукинг находится в так называемой серой зоне: все знают, что он есть, но законодательно его не существует. И, собственно, в этом и заключается главная задача Минтранса – вывести овербукинг из тени и разрешить перевозчикам легально продавать «лишние» билеты на рейсы, но по четко установленным правилам.

Эффект Анапы: на каких курортах летом отдохнут россияне

При этом у инициативы Минтранса уже появились противники: как только стало известно о намерении легализовать овербукинг в стране, группа депутатов Госдумы и сенаторов из Совета Федерации в начале июня внесла в нижнюю палату парламента законопроект об изменениях в статью 103 Воздушного кодекса, которые законодательно запрещают перевозчикам применение овербукинга.

Но эксперты сомневаются в действенности этой инициативы: нельзя запретить то, чего официально нет.

«Авиакомпании могут маскировать овербукинг подо все что угодно: сбой системы при продаже билетов, экстренную замену воздушного судна на самолет меньшей вместимости, ограничение коммерческой загрузки и тому подобное, – заявил "Профилю" авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. – Поэтому в данном случае овербукинг лучше легализовать и прописать четкие правила его применения. Как говорится, если не можешь запретить – возглавь».

Правила российского овербукинга

Основная проблема, связанная с овербукингом в России, заключается в том, что если на рейс придут все пассажиры, то люди, которым не хватит мест в самолете, фактически «назначаются» сотрудником авиакомпании. При этом жизненные обстоятельства этих «счастливчиков» совершенно не учитываются: кто-то может лететь на похороны или лечение, у кого-то в следующем аэропорту другой рейс, на который он опоздает, и так далее.

«Поэтому при легализации овербукинга важно не просто разрешить продажу большего числа билетов, а четко прописать алгоритм действия авиакомпании и права "лишних" пассажиров», – подчеркивает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) по выездному туризму, глава туроператора Space Travel Артур Мурадян.

Турист среди акул: как правильно обезопасить морской отдых

Овербукинг не всегда означает отказ в перевозке, бывает, что при нехватке мест в экономклассе «лишних» пассажиров пересаживают в бизнес. В этом случае, конечно же, никто не возмущается и гневные посты в соцсетях не пишет. Но если вдруг из-за овербукинга придется кому-то отказать в полете, то, по словам экспертов, этих «несчастных» должны не назначать рандомно, а искать среди добровольцев, которые, соблазнившись компенсацией от авиакомпании, сами согласятся вылететь позже.

Именно заботой о правах пассажира и объясняют чиновники идею легализации овербукинга в России. В Минтрансе заверяют, что это будет не просто разрешение перевозчикам применять сверхбронирование, а четкие правила, и они «не всегда понравятся авиакомпаниям».

«Базовые принципы, которые мы для себя ставим в качестве приоритета [при легализации овербукинга], – это высокий уровень обслуживания пассажира, информирование на каждом этапе бронирования, обязательное предоставление компенсаций. И самое главное, мы говорим о том, что сверхбронирование возможно только для рейсов, летающих не реже, чем два раза в сутки. Возможно, что цифра будет больше», – заявлял в конце мая на XIII Петербургском международном юридическом форуме заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев.

При этом в Росавиации выступают за то, чтобы овербукинг применялся на рейсах, выполняемых не менее четырех раз в сутки. Кроме того, ведомство предлагает обозначить срок, в течение которого пассажиру должны сообщить об отказе в полете, и это точно «не должно быть на выходе на посадку».

Также власти обещают определить категории пассажиров, в отношении которых овербукинг будет недопустим. По словам Зверева, в перечень войдут пассажиры с детьми, многодетные и многие другие.

«Лишние» пассажиры – головная боль

Противники легализации овербукинга опасаются (и, возможно, не зря), что в случае разрешения сверхбронирования авиакомпании могут злоупотреблять этим правом.

«Наверно, кто-то может соблазниться такой возможностью и продавать, допустим, вдвое больше билетов, чем вмещает самолет. Ведь фактически для авиакомпании, которая деньги получает сразу, это будет такой cash-сборник, – говорит Артур Мурадян. – Но именно поэтому я выступаю за то, чтобы были прописаны четкие правила для перевозчиков и права пассажиров, чтобы овербукинг был даже невыгоден авиакомпании. А если уж она на него идет, то должна понимать: за это придется финансово страдать».

Всё ли включено: в чем особенности российского all inclusive

Впрочем, Илья Шатилин сомневается, что злоупотребления будут носить массовый характер. Смысл овербукинга не в том, чтобы кого-то не допустить на рейс, а в том, чтобы минимизировать количество пустых кресел. «Безусловно, можно продать на рейс вдвое больше билетов, но надо понимать, что для авиакомпании эти "лишние пассажиры" – головная боль: их все равно надо будет доставить до точки назначения, а пока не улетели – их надо кормить, в гостиницу селить, перебронировать билеты, выплачивать какие-то компенсации и так далее», – перечисляет он.

Перевозчики на основе своей статистики понимают, на какие рейсы у них приходят все пассажиры, а на какие есть смысл продать больше билетов. В первую очередь овербукинг можно было бы применять в отношении рейсов типа Москва – Петербург, которые выполняются чуть ли не каждые полчаса. Вылететь на 30 минут позже – для пассажира «не такая сильная трагедия», полагают эксперты.

Следить за тем, как авиакомпании применяют овербукинг и соблюдают права пассажиров, будут Минтранс и Росавиация. И при слишком частых отказах в перевозке права на сверхбронирование перевозчик может лишиться, считает директор юридического департамента «Аэрофлота» Анна Хомякова.

«Если авиакомпания превысила критерии, установленные правительством (то есть процент пассажиров, которым отказано в полете), то на следующий год, на следующий учетный период авиакомпании запрещено заниматься овербукингом в принципе. Это часть ответственности», – заявляла она в начале июня во время обсуждения законопроекта в Общественной палате.

Цена отказа от полета

Главный вопрос, который волнует как перевозчиков, так и граждан, – сумма компенсации пассажиру за добровольный отказ от полета. Ждать выплат в размере $10 тыс. точно не стоит, говорят эксперты, иначе от полета откажется весь самолет.

«Какая компенсация справедлива – вопрос неоднозначный. Одним может быть достаточно начисления какого-то количества миль в бонусной программе авиакомпании, для других приемлемым будет апгрейт билета до бизнес-класса, а для кого-то снятие с рейса может привести к срыву многомиллионной сделки, и тогда никакая компенсация не покроет его затраты», – говорит Артур Мурадян.

Снялись с якоря: на реках России стартовала круизная навигация

«Лично для меня, например, хорошая скидка или вообще бесплатный билет на следующий полет были бы неплохой компенсацией. Я бы не стал возмущаться в таком случае, попади я на овербукинг», – добавил вице-президент АТОР.

Предложения по компенсации пассажирам за добровольный отказ от полета есть разные – от 25 до 100% (и даже до 200%) от стоимости билетов. Правда, привязка выплаты к цене билета рискованна. «В таком случае "выкидывать" из самолета в первую очередь будут тех, кто купил билет по самому низкому тарифу либо на распродаже», – предупреждает Илья Шатилин.

С другой стороны, если не привязать компенсацию к цене билета, то людям, купившим дорогие билеты, будет обидно, когда им откажут в посадке из-за овербукинга, говорит эксперт: «Они, может, специально переплачивали за возможность полететь именно в это время, а их снимают». Так что, наверно, лучше снимать тех, кто купил самый дешевый билет, и выплачивать им двойную стоимость. «Вот предложение о 200% – хорошее. То есть получится, что ты не только бесплатно полетишь, но еще и заработаешь столько же», – пояснил Шатилин.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".