Вызов для легпрома: сможет ли отрасль обеспечить потребности рынка
После ухода западных производителей для российской легкой промышленности открылись заманчивые перспективы. Легпром в России активно развивается, растет производство одежды. Но объемы потребления значительно превышают предложение, и отечественные производители конкурируют на рынке с поставщиками товаров из дружественных стран. Впрочем, Минпромторг уверен, что российские бренды одежды станут флагманскими и заполнят торговые центры страны в течение двух-трех лет.
Растет как на дрожжах
Легпром по итогам 2022 года вошел в топ-3 самых быстрорастущих отраслей корпоративного бизнеса в России – он на третьем месте по приросту рублевой выручки (+18%). Наибольший рост доходов показало производство одежды и текстильных изделий.
Сегодня в стране работает 20 тыс. предприятий легпрома, на которых заняты почти 300 тыс. человек, сообщает информационный портал «Легкая промышленность России». На текстильное производство приходится 51% рынка, на одежду – 36%. В прошлом году значительно выросло число предпринимателей, которые решили заняться производством одежды, текстиля и аксессуаров. Было зарегистрировано 7,5 тыс. (+19,5% год к году) новых юрлиц и ИП в сфере легкой промышленности.
В первом квартале 2023-го производство верхней одежды в России увеличилось на 40,6% (до 6 млн единиц товаров), текстильной продукции – на 21,9% (до 28,9 млн единиц), по данным Центра развития перспективных технологий. Поставки текстиля из-за рубежа также возросли, составив 28,9 млн единиц.
Общие продажи текстильной продукции в январе–марте 2023-го составили 37,5 млн единиц (+15% к соответствующему периоду прошлого года), одежды – 13 млн (+9%). Лидеры по покупкам верхней одежды – Центральный и Северо-Западный федеральные округа.
«В течение последних пяти лет объем производства легкой промышленности показывает стабильный рост – в среднем на 7% в год, – констатируют в Минпромторге. – По итогам 2022 года производство текстильных изделий составило около 359 млрд рублей, что практически на 8% больше, чем в 2021 году».
После ухода иностранных брендов заметно возрос интерес россиян к товарам отечественных марок. Продажи за 10 месяцев 2022-го увеличились до 30% (год к году), подсчитали в Fashion Consulting Group. Рост продаж связан в том числе с массовым открытием магазинов российских брендов в офлайне, выходом их в онлайн, в том числе на маркетплейсы.
Востребованность отечественных товаров подтверждает и исследование интернет-магазина Lamoda. В частности, спрос на одежду и аксессуары российских fashion-брендов за прошедший год вырос втрое. В топ-5 самых популярных вошли Top Top, 12Storeez, Urban Tiger, Belle You и TrendyAngel. При этом почти половина продаж пришлась на жителей Москвы, по 15% – на Санкт-Петербург и Московскую область.
Последствия санкций
Между тем производство тканей и одежды – одна из самых импортозависимых отраслей. Ткацкое производство в стране по-прежнему развито слабо. Хлопковое волокно и пряжу закупают за границей, в том числе в бывших советских республиках. Аналогичная ситуация с тканями, красителями, фурнитурой и оборудованием, которые ранее поставлялись из стран Евросоюза. После введения санкций поставщики были вынуждены менять логистику, что привело к росту цен.
Российские производители одежды сильно зависимы от импорта, подтверждает член генерального совета «Деловой России», президент группы компаний Local Retail Group Анна Паначёва: «Нет своего хлопка, качественных тканей, фурнитуры. Все приходится ввозить, но уже по другим, более высоким ценам. В итоге теряет конечный потребитель, для которого товар становится дороже».
"Секретное оружие" Кремля: как российской экономике удалось выжить под жесточайшими санкциями
Отрасль понесла серьезные убытки в период пандемии, а в начале 2022-го столкнулась с новыми вызовами. Резкие скачки доллара, ограничение ввоза импортных товаров привели к тому, что производители столкнулись с нехваткой тканей, а те, что была закуплены поставщиками ранее, продавались с наценкой в 3–4 раза. Трафик в торговых центрах тогда снизился на 50%, большая часть площадей простаивала. Кроме того, менялась система продвижения товаров в связи с блокировкой соцсетей, через которые шел основной поток покупателей. «Пришлось снова перестраиваться, и, можно сказать, мы до сих пор не вышли на допандемийный уровень», – говорит Паначёва.
Вывод продукта на рынок усложнился, но изменилось и мышление потребителей – российские бренды ценятся, и люди готовы платить за эту продукцию. Российские дизайнеры получают известность не только в нашей стране, но и на мировом рынке. Сейчас фраза «Сделано в России» звучит достойно, уверена Паначёва.
Cанкции, безусловно, внесли свои коррективы, но для каждой компании их влияние индивидуально, уточняет член генерального совета «Деловой России», основатель и президент Дома моды Henderson Рубен Арутюнян. За исключением первоначальных вызовов с выстраиванием новых логистических цепочек, у Henderson введение санкций сказалось на бизнесе не так сильно, а все партнеры продолжают сотрудничество, говорит эксперт.
Уход ряда зарубежных брендов одежды в первое время значительно изменил рынок, но большинство продолжает присутствовать – либо через маркетплейсы, либо через крупные мультибрендовые сети. Снизилась конкуренция, а освободившиеся ниши быстро заполняются не только новыми европейскими и азиатскими, но и российскими брендами. «Сейчас на первое место для развития компаний, отрасли выходит сила бренда, операционная эффективность организации и широкая база лояльных покупателей», – подчеркнул Арутюнян.
Отрасль испытывает необходимость в господдержке, считает Анна Паначёва. По мере развития компаний возникает необходимость наращивания производственных мощностей. Для этого нужно привлекать инвесторов в проект, искать финансовые возможности либо продавать бизнес. Кредиты с минимальными процентными ставками, кредитные каникулы могли бы поддержать производителей. Кроме того, сильно ощущается дефицит кадров, что тормозит развитие бизнеса. Отрасли не хватает средних специальных учебных заведений, где готовили бы специалистов востребованных профессий.
Предприятиям не хватает молодежи: как изменился в России рынок труда
Сегодня у российского легпрома, не выдерживавшего ранее конкуренции с иностранными поставщиками, появился шанс на развитие, убеждена доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Ветрова. Покупатель готов переключиться на локальные бренды при должном уровне качества.
В этом году россияне стали чуть меньше экономить на одежде. Тем не менее по-прежнему ограничивают такие расходы 67% опрошенных, по данным компании NielsenIQ. В четвертом квартале прошлого года на покупке новой одежды экономили 71% потребителей. Поэтому в первую очередь отечественным компаниям имеет смысл занять нишу нижнего ценового сегмента, считает Ветрова. Таким образом в короткие сроки можно увеличить долю российского производства с нынешних 20% до 50–60%.
«Многочисленным мелким производителям нужно консолидироваться или оперативно искать инвестиции для укрупнения и наращивания объемов производства. Это позволит оптимизировать издержки за счет эффекта масштаба», – пояснила эксперт. Меры господдержки, пролонгированные на 2023 год, несомненно, позитивно сказываются на рынке, но они касаются в первую очередь крупных игроков.
Какая поддержка нужна отрасли
Российская продукция уже длительное время сориентирована главным образом на низко- и среднеценовой сегмент, так как реальный спрос зависит от фактической платежеспособности потребрынка. Такая направленность спроса сохранится до конца года и, вероятно, в 2024-м, отмечает исполнительный директор Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпрома) Игорь Ульянов.
Параллельно с уходом западных брендов в рекордном объеме увеличились поставки в Россию всего спектра продукции легпрома из других стран, рассказал эксперт. Особенно высокий рост импорта фиксируется из Китая. Идут поставки из Индии, Бангладеш, Турции, стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Ожидается рост импорта из Пакистана, Ирана.
Как изменились доходы и расходы россиян за последние полтора года
Поставки включают в себя сырьевые компоненты, пряжу, ткани, одежду, красители, фурнитуру, химволокна. «Дальнейший рост зарубежных поставок может негативно сказаться на конкурентоспособности российских производителей, тем более что осуществляются они в основном по искусственно заниженным ценам поставщиков. Это затруднит сбыт российской продукции, в том числе отечественных импортозамещающих брендов», – убежден Ульянов.
С весны 2022 года в рамках Союзлегпрома работает оперативный антикризисный штаб. Среди его инициатив прежде всего создание экономических и правовых условий, привлекательных для инвестирования в отрасль. В настоящее время ряд предприятий легпрома пользуются льготными кредитами, что позволяет частично компенсировать возросшие из-за антироссийских санкций затраты на логистику. Традиционно важными остаются вопросы снижения налогового бремени для отрасли, стоимости земли для предприятий. Будет востребовано и продление налоговых каникул, особенно для инвестпроектов, нацеленных на импортозамещение по всей цепочке производства продукции, включая и сырьевой сегмент.
Союзлегпром полагает необходимым расширение объемов господдержки отрасли для повышения конкурентоспособности российской промышленной продукции: увеличение субсидирования части затрат на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств; субсидий на стимулирование спроса (единая лизинговая субсидия). Также целесообразно расширить господдержку в сфере лизинга оборудования и его закупок, отмечает эксперт. Вопрос развития собственной технологической базы отрасли стоит остро: до последнего времени доля импорта в этом секторе фактически превышала 80%, а по ряду бизнес-оценок равнялась 95%.
Необходима целевая госпрограмма долгосрочного комплексного развития текстильной и легкой промышленности, подчеркивает Игорь Ульянов. В ней в том числе должны быть предусмотрены такие пункты, как поддержка отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), государственно-частное партнерство в подготовке и переподготовке отраслевых кадров, а также разработка и реализация приоритетных проектов во всех подотраслях легпрома, включая швейную.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".