Цена победы
На минувшей неделе президент Путин встречался с председателем ОБСЕ Буркхальтером и публично заявил, что президентские выборы на Украине «сами по себе являются движением в правильном направлении»
Многие восприняли это как признак некоторого смягчения позиции Москвы в отношении Киева. Это было бы, конечно, хорошо, но все же сказать, что в украинском вопросе после президентских заявлений все сразу прояснилось, было бы явным преувеличением. Вместе с тем есть ощущение, что пыль понемногу начинает оседать и прорисовываются контуры возможного компромисса.
Суть его, в общем-то, проста: признание Москвой легитимности новой киевской власти в обмен на признание прав России на Крым и некоторые чисто формальные уступки восточным областям. Официально подобное соглашение, скорее всего, никогда не будет подписано, но оно вполне может существовать де-факто. Об этом свидетельствует опыт отношений России и Грузии. Если принять это в качестве рабочей гипотезы, то можно попробовать прикинуть «счет прибылей и убытков» России от всей заварухи.
Главным и, пожалуй, единственным российским приобретением останется Крым. Никаких существенных доходов присоединение полуострова нам не принесет. Напротив, Минрегион уже подсчитал, что на развитие Крыма и Севастополя до 2020 года потребуется 1 трлн рублей! То есть для российской политической элиты и связанного с ней бизнеса это будет «Олимпиада-2». Но заметного ускорения экономического роста ожидать не стоит. Минусов больше, и они разнообразные.
Во-первых, вместе с Крымом мы получили проблему крымских татар, что в перспективе (пусть и не близкой) чревато серьезными осложнениями. Во-вторых, мы потеряли Украину. Подобные встряски не проходят бесследно даже для самых близких народов. Конечно, не хочется верить, что мы будем с украинцами, как сербы с хорватами, но то, что Украина в смысле отношения к России встанет в один ряд с Польшей и Прибалтикой, весьма вероятно. Дрейф Киева в сторону ЕС и НАТО неизбежен.
В-третьих, мы поссорились с Западом всерьез и надолго. И никакие рукопожатия и дипломатические улыбки не изменят того факта, что отныне американцы и европейцы будут смотреть на нас, как на опасных безумцев. Со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе для экономики. И, наконец, Крым еще больше углубил раскол внутри самого российского общества, усилив неприязнь и недоверие между европеизированным либеральным меньшинством и консервативным национал-патриотическим большинством. Как видим, число «разбитых тарелок» довольно велико. Стоило ли дело того? Зато повеселились...
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".