Вложиться в технологии
Спрос на современные ECM-системы со стороны финансового сектора растет. С помощью ИТ банки стремятся оптимизировать бизнес-процессы и сократить издержки
Расходы российского финансового сектора на ИТ-услуги ежегодно растут. Несмотря на некоторое замедление прироста рынка, аналитики компании IDC прогнозируют положительную динамику в 2014—2017 годах. В качестве драйвера роста называют прежде всего проекты в банковском секторе.
По данным агентства «ТАСС-Телеком», в 2012 году расходы 200 крупнейших банков страны на ИТ и телекоммуникации выросли на 39,1% — до 40,6 млрд рублей. «В значительной мере это заслуга Сбербанка, — уточняет заместитель генерального директора компании «SAP СНГ» Дмитрий Красюков, — у большинства банков расходы на ИТ увеличились на 10—20%». На сохранение аналогичного роста аналитики рассчитывают и по итогам 2013 года. «Еще не все банки вплотную занялись информатизацией, поэтому рост остается на высоком уровне за счет включения в технологическую гонку новых игроков, — поясняет Дмитрий Красюков. — Кроме того, постоянно появляются свежие решения, благодаря которым банки могут наращивать эффективность своей ИТ-инфраструктуры — бизнес-аналитика, автоматизация фронт- и бэк-офисов, мобильные сервисы и т.п.».
«Мы отмечаем возросшее количество запросов от компаний финансового сектора на современные ECM-системы для решения задач, направленных на оптимизацию бизнес-процессов, снижение операционных рисков, удешевление документоориентированных процессов, — говорит директор проектного офиса «Астерос Консалтинг» Алексей Гришин. — Данный тренд мы связываем с увеличением уровня зрелости ИТ-служб финансовых организаций, с одной стороны, и устойчивой динамикой на снижение операционных затрат — с другой».
Более того, по словам генерального директора компании «Норбит» Антона Чехонина, отрасль предъявляет самые строгие требования к надежности и безопасности ИТ-решений, что также сказывается на их стоимости. По оценке эксперта, доля финансовой отрасли — треть от всего российского ИТ-рынка, а продажи информационных систем, ориентированных на банковский сектор, растут даже быстрее, чем рынок ИТ в целом: в среднем на 20—25% при прошлогоднем общем росте рынка в 10—12%.
Да и сами ИТ-решения все активнее проникают в кредитно-финансовый бизнес. «Уровень развития технологий, внедряемых российскими банками, в целом соответствует международным стандартам, — рассказывает Дмитрий Красюков. — Сейчас для успешной конкуренции банкам необходимо не только повышать степень автоматизации процессов, но и активно использовать современные банковские технологии, в первую очередь мобильный банкинг и оперативную аналитику».
«На финансовом рынке обостряется борьба между банками за привлечение и удержание клиентов, — продолжает тему вице-президент компании «Ланит» Денис Реймер. — С учетом общего тренда развития технологий в сторону мобильных, социальных и облачных услуг конкуренция смещается в поле digital. Современный клиент банка всегда online, он активно пользуется различными мобильными устройствами и в любой момент готов делиться своим опытом — как положительным, так и отрицательным — с коллегами по соцcетям». Не стоит забывать, что и количество операций, которое совершает клиент вне банковского офиса, уже существенно превышает стабильно снижающееся число операций, требующих контакта с представителем банка. «Многие банки сейчас пересматривают стратегии развития в digital-сегменте, проводят модернизацию решений интернет-банкинга, сайтов и мобильных приложений, — говорит Денис Реймер. — Ключевой задачей становится максимальное использование истории всех точек контакта с клиентом, анализ и объединение их результатов, понимание клиентского опыта взаимодействия с банком».
В целом же, как считает Алексей Гришин, степень автоматизации компаний финансового сектора сейчас можно оценить как высокую: основные бизнес-функции автоматизированы (прежде всего это касается оценки кредитоспособности заемщиков); внедрены и успешно функционируют автоматизированные банковские системы (АБС), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), различные системы поддержки принятия решения и многие другие. В то же время он отмечает, что ИТ-решения, поддерживающие основные бизнес-процессы финансовых организаций, в том числе и в сегменте управления корпоративной информацией (ECM), отстают в развитии от компаний других секторов бизнеса: «Даже у ряда крупных банков из первой десятки задачи ECM автоматизированы лишь частично и отнюдь не всегда на современных корпоративных ECM-системах масштаба предприятия».
При этом, по словам эксперта, заметен сейчас и фокус ИТ-служб финансовых организаций на достижении максимального результата для бизнеса компании (участие в разработке и контроле получения дохода от внедрений ИТ-инструментов). Проекты финансовой отрасли перестали быть классическими ИТ-проектами и переросли в проекты уровня предприятия, где ИТ-менеджер становится руководителем всего коммерческого проекта и, используя свои проектные навыки, объединяет бизнес-подразделения для достижения корпоративного результата. Возрастает влияние системных и ИТ бизнес-архитекторов, которые все больше озабочены созданием целостной корпоративной инфраструктуры и универсализацией внедряемых продуктов.
По мнению Дмитрия Красюкова, сегодня основные банковские ИТ-инвестиции направлены на внедрение и ИТ-инфраструктуру, закупку оборудования, создание программно-аппаратных комплексов. Не теряют актуальности решения в области безопасности. Растет спрос на CRM-решения как возможность контролировать всю клиентскую базу, управлять лояльностью клиентов, разрабатывать на основе точной аналитики маркетинговые предложения, новые продукты и услуги. Большое значение имеет развитие новых каналов взаимодействия с клиентами. «Клиенты хотят более удобных каналов взаимодействия с банками и способов совершения финансовых операций, а банки заинтересованы в снижении стоимости транзакции, — поясняет эксперт. — И здесь видна тенденция перехода к мобильному банкингу. Сегодня мобильная коммерция потенциально обладает большим конкурентным преимуществом перед классическими способами оплаты благодаря удобству и доступности передачи и получения информации».
Мы спросили экспертов и о том, насколько адекватно в настоящий момент рыночное предложение подобным ключевым ИТ-потребностям финсектора.
«На рынке представлен довольно большой спектр решений, ориентированных на различные задачи и масштабы внедрения, — рассказывает Алексей Гришин. — Системные интеграторы смогли в короткие сроки создать профессиональные подразделения с сертифицированными специалистами в области BPM-решений и заполнили данную нишу. В то же время мы считаем, что рыночное предложение на системы поддержки бизнес-процессов, в том числе и ECM, в данный момент не полностью покрывает потребности заказчиков. Когда у финансовых организаций появляются потребности в реализации комплексных проектов в очень сжатые сроки, системные интеграторы преимущественно не готовы выполнить подобные срочные проекты».
«Вопрос заключается в том, что считать ключевыми потребностями, — уточняет заместитель руководителя дирекции по работе с коммерческими банками компании «Ланит» Максим Процко. — Если говорить про автоматизацию основных бизнес-процессов, то с разной степенью охвата и качества эти потребности уже реализованы, а если к ключевым отнести потребности, способные предоставить заказчику конкурентные преимущества, выход на качественно новый уровень автоматизации или существенное сокращение издержек, то весь спектр высокотехнологичных потребностей заказчиков рынок IT-компаний закрыть явно не в состоянии. Я имею в виду не инфраструктурную составляющую (с этим дела обстоят на достойном уровне), а современные прикладные решения, экспертизы по которым крайне мало».
Алексей Гришин, в свою очередь, приводит в качестве примера недостаточное количество комплексных решений, основанных на идеологии социальных сетей для организации проектной и операционной работы в финансовых организациях (обмен знаниями, развитие компетенций, наставничество, краудсорсинг, фабрики качества и идей и прочие проекты).
По мнению Антона Чехонина, есть недостаток и в легких, относительно недорогих и быстро внедряемых коробочных решениях, доступных многим участникам рынка.
В любом случае, как считает Максим Процко, с инструментарием для финансового сектора дела обстоят сейчас очень хорошо: «Дефицит как раз не в нем, а в возможности реализации тех или иных направлений. Рынок по-прежнему так и не получил эффективных фронт-офисных решений, аналитики и функционального риск-менеджмента».
Что касается факторов, которые будут определять информатизацию финсектора в ближайшем будущем, то, по мнению Антона Чехонина, во-первых, это будет поголовная «мобилизация» и связанная с этим повышенная потребность в безопасности продуктов и услуг. Во-вторых, это падение темпов роста и потребность в улучшении качества кредитных портфелей. Отсюда возникает потребность в скоринг-системах, современных CRM-системах (с поддержкой кросс-продаж, маркетинговыми акциями и т.п.), системах риск-менеджмента. В-третьих, потребность в снижении стоимости владения (ТСО) и перехода от капитальных затрат к операционным. Поэтому нашему эксперту очевидно, что будет неминуемый рост облачных сервисов и ИТ-аутсорсинга.
Алексей Гришин также считает, что основным трендом в развитии ИТ-систем в финсекторе будет минимизация операционных затрат и стоимости поддерживающих бизнес-процессов. В этой связи у финансовых организаций растут потребности и в ИТ-аутсорсинге. Серьезно повлияет и скорое внедрение регулятором требований «Базель III». «Это неминуемо приведет к оптимизации основных бизнес-процессов банков и, как следствие, сформирует новые потребности и ожидания от инструментов поддержки бизнес-процессов, в том числе и ИТ, — предполагает эксперт. — Усиление российской регуляторной функции может привести к развитию аналитических систем, пересмотру нормативов и связанному с этим изменению ИТ-систем, адаптации и изменению внутренних процессов, интеграции банковских систем с системой межведомственного электронного взаимодействия и другим инициативам».
НАШ ЭКСПЕРТ
Алексей Гришин, директор проектного офиса «Астерос Консалтинг»:
«Наша компания реализовала первый в России проект по автоматизации процессов формирования кредитной документации для Сбербанка России, признанный по итогам ежегодного конкурса Global CIO в области ИТ-технологий лучшим проектом года-2013 в категории «Банки и страхование», а также отмеченный вендором ЕМС как наиболее успешный проект в классеCommunications.
Расширив использование продукта, ведущий банк страны, по нашей оценке, сможет увеличить производительность персонала кредитующих подразделений на 30%, а также повысить эффективность и усовершенствовать организацию кредитного процесса.
Формирование кредитной документации с момента обращения клиента в банк и до заключения контракта — один из наиболее трудоемких участков работы. По структуре и содержанию кредитный договор Сбербанка для корпоративных клиентов считается одним из самых сложных в банковской сфере. Работая над типовой сделкой, инспектор учитывает до тысячи параметров, которые фиксируются в итоговых документах. На подготовку 100-страничного пакета документов вручную может уходить до недели чистого рабочего времени сотрудника. Чтобы кардинально повысить оперативность подготовки документации при сохранении качества, Сбербанку требовался инновационный подход к ее формированию с заменой ресурсоемких ручных операций высокопроизводительным автоматизированным решением. Для этого команда компании «Астерос» разработала уникальную в своем классе «умную» информационную систему, позволяющую автоматически формировать документы на основе данных из корпоративной системы Oracle Siebel CRM, дополненных при помощи опросных форм. Основной функционал системы реализован на базе платформ EMC xPression и IBM Forms. Благодаря интеллектуальному механизму обогащения информации количество параметров, вводимых специалистом при работе с простыми сделками, и время на их подготовку сокращаются на порядки. Все данные заносятся в шаблоны, после чего формируется готовый пакет документов. В ходе согласования материалы могут быть скорректированы средствами стандартных офисных приложений. Система позволяет руководителям контролировать производительность работы специалистов и получать данные по уровню их загрузки.
Тестовая эксплуатация подтвердила экономию времени кредитных специалистов банка. Сейчас система рассчитана на одновременную работу 3000 человек. При тиражировании на все территориальные подразделения Сбербанка она может быть расширена на 20 тысяч пользователей».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".