Как погибла главная "бензоколонка" Деница
24 июля 1943-го союзники уничтожили субмарину U-459 – первую из «дойных коров», снабжавших немецких подводников в Атлантике. Вместе с ней погиб и один из самых популярных среди «серых волков» командиров – барон Георг фон Виламовиц-Мёллендорф. Этот эпизод занимает видное место в летописи битвы за Атлантику еще и потому, что гибель субмарины стала следствием довольно необычного стечения обстоятельств.
Рождение «дойных коров»
Идея создать сеть «бензоколонок» в океане для заправки подлодок посетила немецких адмиралов после Первой мировой войны. Причем некоторые из них считали, что надводные суда для этого не подходят и ратовали за то, чтобы в составе флота появились подводные «плавучие базы».
Первое предложение о создании подводного танкера поступило в 1934-м, и уже 20 сентября того года инженерное управление ВМС представило две возможных спецификации такого корабля. В то время морские державы повсеместно экспериментировали с мощным артиллерийским вооружением на подлодках, и предложенные типы должны были нести три 105-мм орудия, а также достаточный запас топлива для снабжения шести субмарин.
Оба предложения так и остались на бумаге из-за сложности их воплощения и ограничений тоннажа подводных сил, введенных англо-германским морским соглашением 1935 года. Кроме того, командующий подплавом Карл Дениц не проявил к ним интереса. Он хотел получить плавучие подводные ремонтные базы, полагая, что возможность починить лодку в океане важнее возможности заправить ее.
Однако его начальник, гросс-адмирал Редер, считал иначе. Их споры тормозили процесс создания подводных плавучих баз. С мертвой точки дело сдвинула Вторая мировая война. 8 сентября 1939-го Дениц отправил Редеру меморандум, в котором сообщалось, что ему нужны как минимум три подводных танкера. В результате инженерное управление разработало проект лодок XIV серии: длиной 67 м, шириной 9,3 м и водоизмещением 1670 т, получивших за свои размеры и назначение прозвище «дойные коровы».
Их внешняя форма была заимствована у подводных крейсеров типа IXD, который проектировался в то же время, но соотношение длины к ширине и осадке значительно уменьшили, что сделало «коровы» короче и толще. Такие размеры обеспечивали достаточную вместимость для хранения дополнительных 432 т топлива, примерно 45 т провизии и четырех торпед, а также достаточно широкую верхнюю палубу, облегчавшую перегрузки припасов в море. Вооружение «коров» состояло из нескольких зениток.
Проект XIV серии предусматривал заимствование элементов из других серий субмарин. Благодаря этому «коровы» без особых проблем вписалась в действовавшую программу строительства подлодок. Проектные работы флот передал верфи «Дойче Верке», которая 14 мая 1940 года получила заказ на четыре подводных танкера и уже в ноябре заложила U-459 – головную лодку проекта.
Любимец подплава
Когда год спустя U-459 вошла в строй кригсмарине, ее командиром был назначен 48-летний капитан-лейтенант барон Георг фон Виламовиц-Мёллендорф. Он начал карьеру на флоте еще при кайзере и во время Первой мировой служил на трех субмаринах, включая U-82 подводного аса Вильгельма Адама.
После окончания Первой мировой фон Виламовиц-Мёллендорф вышел в отставку, но не нашел себя в мирной жизни. Будучи ярым противником Веймарской республики, барон примкнул к одной из ультраправых организаций и в 1930 году даже получил небольшой срок за участие в ее деятельности. С началом Второй мировой ветеран подплава предложил свои услуги кригсмарине, прошел переподготовку и был сначала назначен командовать учебной лодкой, а затем переведен на U-459.
Виламовиц-Мёллендорф быстро завоевал любовь экипажа. По воспоминаниям сослуживцев, он был отличным моряком c веселым нравом. Подчиненные буквально боготворили своего командира, наградив его прозвищем «Неистовый Мориц» за энергичность и юмор. А вскоре, когда U-459 начала обслуживать боевые субмарины в море, популярность ее командира распространилась на весь немецкий подплав.
Дебют «дойной коровы»
После вступления в строй испытания U-459 были ускорены, и обычные полгода подготовки экипажа сократили до четырех месяцев. Лодка проводила учения на Балтике в течение суровой зимы 1941–42 гг. при сложной ледовой обстановке. Первый эксперимент по дозаправке был проведен с U-704 уже 11 декабря.
К середине марта 1942-го U-459 признали годной для эксплуатации в боевых условиях, и 21 марта она отправилась в первый поход в Атлантику. Но, если экипаж «коровы» к этой миссии был подготовлен сносно, то того же нельзя было сказать о командах лодок, которые предстояло заправлять. Поэтому на следующий день после отплытия U-459 Дениц передал всем командирам флотилий указания по заправке топливом в море, чтобы те проинструктировали свои экипажи о правилах этой процедуры.
Расплата за беспечность: как закатилась звезда рекордсмена немецкого подплава
Дебют U-459 состоялся 19 апреля 1942 года – южнее Ньюфаундленда ею была заправлена подлодка U-108. Но первый блин чуть не вышел комом из-за бурного моря и неподготовленности экипажа U-108. Затем к «корове» устремились другие лодки, нуждавшиеся в провизии и топливе. Правда, как писал командир U-459, их снабжение было нелегким процессом, поскольку лишь пять из них успели получить инструкцию Деница.
Всего же в этом походе U-459 снабдила топливом и провизией 15 субмарин. Приятным сюрпризом для моряков с заправляющихся лодок стало получение свежего хлеба – за время похода электропечь «коровы» испекла 800 буханок.
15 мая Виламовиц-Мёллендорф привел свою лодку во Францию. После этого он написал подробный отчет Деницу, указав на массу трудностей и недоработок в процессе снабжения в море. Несмотря на это, командующий подплавом очень высоко оценил эффект от похода U-459, так как заправка в море увеличила радиус действия лодок VII серии. Благодаря «корове» те впервые смогли действовать у Флориды и в Карибском море, где нанесли серьезный ущерб судоходству союзников. А опыт, полученный в первом походе U-459, по мнению Деница, пригодился бы для других подводных танкеров, а также их «клиентов».
Эффект снабжения
Всего Германией было построено десять «дойных коров», семь из которых обеспечивали снабжение подлодок в Атлантике. В 1942–43 годах ими было проведено более 400 заправок топливом и передач продовольствия боевым субмаринам. Благодаря этому потенциал последних существенно вырос. В 1942-м «серые волки» провели ряд успешных операций в Карибском бассейне, у побережья Бразилии, в Гвинейском заливе и даже у Кейптауна. А в первой половине 1943-го подводные танкеры поддерживали «волчьи стаи» в сражениях с конвоями в Северной Атлантике.
"Черный май": как немецкие подводники потерпели поражение в Атлантике
В этот период союзники несли большие потери: свыше тысячи судов почти на 5,5 млн брт. Вклад U-459 во все это был весом: в четырех походах она произвела снабжение 72 субмарин. «Неистовый Мориц»» мог даже претендовать на награждение Рыцарским крестом. Обычно этот орден получал командир лодки, потопивший 100 тыс. брт, но было решено, что командир подводного танкера имеет право на процент от всего вражеского тоннажа, потопленного подлодками, которые он снабдил.
Понимая, какую роль в успехах немецкого подплава играют субмарины XIV серии, союзники старались их уничтожить. Но в 1942-м им удалось потопить лишь один подводный танкер – U-464. Даже в «черный май» 1943-го, когда Германия потеряла 40 лодок, среди них оказалась лишь одна XIV серии. Но уже в июле, когда авиация ПЛО союзников наносила удары по «серым волкам» в Бискайском заливе, ей удалось потопить сразу три «коровы», включая U-459.
Конец U-459
30 мая при возвращении U-459 на базу ее поочередно атаковали два британских самолета. Но крайне неудачно: лодка не пострадала, зато сумела один самолет сбить, а второй повредить зенитным огнем. После прихода в Бордо ее вооружение усилили, доведя число зениток до шести. Один из коллег Виламовиц-Мёллендорфа пошутил: «В предыдущем походе у вас была одна зенитка, и вы сбили один самолет. Теперь у вас есть еще пять стволов, выйдите и сбейте шесть самолетов».
Покинув Бордо 22 июля, через два дня U-459 была атакована британским «Веллингтоном». Снизившись до 30 м бомбардировщик шел прямо на лодку. Ее зенитчики стреляли в него практически в упор, вероятно, убив пилотов, потому что самолет не свернул, а врезался в лодку. Из шести человек экипажа «Веллингтона» выжил лишь задний стрелок, сержант Артур Тернер: при ударе его выбросило из самолета в воду, где ему посчастливилось найти надутую резиновую лодку.
Для U-459 победа над британским самолетом стала пирровой – большинство ее орудий было уничтожено, а их расчеты погибли. Кроме того, на палубе оказались три глубинных бомбы, выпавшие из «Веллингтона» в момент столкновения. Подводники сбросили их за борт. Однако бомбы рванули в воде и сильно повредили рулевое управление, вызвав течь и пожар в корме лодки. Из-за полученных повреждений U-459 начала ходить кругами.
Хотя ситуация сложилась плачевная, «Неистовый Мориц» не хотел бросать свой изувеченный корабль. Он верил, что субмарину можно отремонтировать и довести до зоны действия люфтваффе. Тем не менее в качестве меры предосторожности командир U-459 приказал вынести на палубу все резиновые лодки. Но тут в небе появился второй «Веллингтон» – он сбросил на U-459 бомбы и обстрелял ее из пулеметов. В итоге большинство «резинок» были уничтожены, цистерны главного балласта пробиты. Кроме того, погибли несколько членов команды, пытавшихся отстреливаться из уцелевшей зенитки. Оценив обстановку, командир U-459 приказал экипажу покинуть корабль.
Убедившись, что его люди отплыли на уцелевших лодках, Виламовиц-Мёллендорф поднялся на мостик и отсалютовал им. После этого он спустился внутрь лодки. Через пять минут раздался мощный взрыв. Подводники и Тернер видели, что из рубки повалил черный дым, а затем U-459 быстро скрылась под водой.
На поверхности океана остались лишь лодки с немцами и британцем. Спустя семь часов их всех подобрал польский эсминец. На допросе пленные подводники рассказали о гибели U-459 и о том, что их командир поступил так, как и должен был настоящий капитан: ушел на дно вместе со своим кораблем.
А выживший британский пилот, Артур Тернер, после войны стал футболистом. И за свою карьеру забил сотню голов.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".