Какую роль в политике Анкары играет производство и экспорт беспилотников
В середине минувшего ноября на пересечении Эгейского и Средиземного морей состоялись необычные испытания. С короткой взлетно-посадочной полосы авианесущего десантного корабля турецкого военно-морского флота TCG Anadolu, способного нести разведывательные и ударные беспилотники и позиционируемого как первый в мире дрононосец, поднялся в воздух, совершил тестовый полет, а затем приземлился обратно беспилотный летательный аппарат Bayraktar TB3 PT2. Турецкие СМИ окрестили это событие началом «новой эры в истории авиации и мореплавания».
На протяжении полутора десятилетий Турция последовательно разрабатывает беспилотные транспортные средства, катера и дроны. Но именно беспилотные летательные аппараты (БПЛА) стали «новым брендом» страны.
Крупнейшие турецкие производители дронов:
- государственная аэрокосмическая компания TUSAŞ (Türk Havacılık ve Uzay Sanayii A.Ş., также широко известная под брендом TAI – Turkish Aerospace Industries, Inc.),
- авиастроительная компания Baykar (Baykar Makina Sanayi ve Ticaret A.Ş. или Baykar Teknoloji),
- оборонная компания STM (Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş.).
Системы защиты от дронов разрабатывает корпорация ASELSAN. Компания Havelsan занимается проектом «цифровых войск», которые в рамках концепции сетецентрической войны объединят беспилотные воздушные, наземные и надводные транспортные средства турецкого производства для совместной работы, в том числе в автономном режиме.
Наиболее известные турецкие дроны:
- ударный средневысотный беспилотный летательный аппарат с большой продолжительностью полета Bayraktar TB2 (производитель – Baykar),
- ударный высотный БПЛА с большой продолжительностью полета Bayraktar Akıncı (Baykar),
- ударные средневысотные БПЛА с большой продолжительностью полета Anka-S и Aksungur (TUSAŞ),
- дрон-камикадзе вертолетного типа Kargu (STM).
Также широко обсуждается проходящий сейчас летные испытания дрон Bayraktar Kızılelma (Baykar). Согласно заявке производителя, это реактивный сверхзвуковой палубный беспилотный летательный аппарат, способный работать в связке с пилотируемыми самолетами нового поколения в качестве ведомого. Серийное производство беспилотного истребителя анонсировал лично Реджеп Тайип Эрдоган: в своих аккаунтах в соцсетях он опубликовал снимок, на котором запечатлен на фоне БПЛА.
С 2012 года Анкара подписала контракты на поставку 770 беспилотных летательных аппаратов в общей сложности с 50 странами. Общий объем турецкого экспорта БПЛА только в 2023-м достиг $1,8 млрд.
Неотъемлемой частью практически всех контрактов и соглашений является поставка наземных комплексов управления, боеприпасов, комплектующих и расходных материалов, проведение техобслуживания и ремонта. За счет этого закладывается фундамент долгосрочной, устойчивой и зачастую безальтернативной ориентации вооруженных сил и руководства стран-заказчиков на сотрудничество с Анкарой. Такой подход даже получил неформальное название «дипломатия дронов». Карта поставок БПЛА во многом свидетельствует не только о стремлении Турции к региональному лидерству, но и о желании проецировать свои возможности в соседние регионы – Ближний Восток, Африку, Центральную Азию и Восточную Европу, – используя экспорт БПЛА как один из инструментов (см. рис. 1).
В числе проявивших интерес или уже купивших турецкие дроны: Азербайджан (с локализацией производства), Албания, Алжир, Ангола, Бангладеш, Буркина-Фасо, Джибути, Египет, Индонезия, Казахстан (с локализацией), Катар, Кувейт, Кыргызстан, Ливия (Правительство национального согласия), Малайзия, Мали, Мальдивы, Марокко, Мозамбик, Нигер, Нигерия (с локализацией), ОАЭ, Пакистан (с локализацией), Польша, Руанда, Румыния, Саудовская Аравия (с локализацией), Того, Тунис, Туркменистан, Узбекистан, Украина (с локализацией), Чад, Эфиопия и другие страны.
В 2020 году турецкие БПЛА использовались в Сирии и Ливии. При этом в Сирии турецкие военные впервые применили технологию и тактику «роя дронов». Войска ливийского Правительства национального согласия в том году задействовали ударные турецкие беспилотники Bayraktar TB2 в сражениях с Ливийской национальной армией (ЛНА), возглавляемой фельдмаршалом Халифой Хафтаром. Примечательно, что в Ливии произошла, как считается, первая в истории атака человека роботом, осуществленная без прямого приказа оператора. В Заключительном докладе Группы экспертов по Ливии Совету Безопасности ООН 2021 года сказано, что дрон Kargu-2 турецкой компании STM был использован для выслеживания подразделений ЛНА и их дистанционной атаки в автономном режиме.
Что такое барражирующие боеприпасы, и почему их все чаще используют в боевых действиях
В 2021-м Польша стала первой страной НАТО, заключившей соглашение с компанией Baykar о приобретении 24 БПЛА Bayraktar TB2. Сумма контракта составила, согласно открытым источникам, $270 млн.
Турецкие дроны добрались и до Юго-Восточной Азии. В мае прошлого года на Международной морской и аэрокосмической выставке LIMA 2023 на малайзийском острове Лангкави компании TUSAŞ и TİTRA заключили соглашения о поставке ВВС Малайзии трех дронов ANKA (сумма контракта – $100 млн), а также о выводе беспилотного вертолета ALPİN на малайзийский рынок. В августе 2023 года Индонезия заключила контракт с TUSAŞ на поставку 12 беспилотников ANKA на сумму $300 млн.
В феврале министр иностранных дел Турецкой Республики Хакан Фидан сообщил, что в рамках процесса нормализации отношений с Египтом обсуждается покупка Каиром турецких боевых дронов.
Эксперты по-разному оценивают успехи Анкары в беспилотной экспансии. Например, швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung утверждает, что Турция превратилась в «тайную сверхдержаву дронов». Впрочем, по большей части такие оценки – лишь часть информационного сопровождения в борьбе за позиции на формирующемся многомиллиардном мировом рынке боевых дронов.
Однако не стоит забывать, что шумиха вокруг темы БПЛА способствует выходу на первый план мировой экономики и даже политики новых действующих лиц, связанных с высокотехнологичным сектором. Так, в 2016 году состоялась свадьба турецкого предпринимателя, инженера, технического директора и совладельца компании Baykar Сельчука Байрактара и Сюмейе Эрдоган, младшей дочери президента Эрдогана. Через некоторое время Байрактар вошел в список Forbes с состоянием $1,2 млрд. А уже в 2024-м газета The Wall Street Journal задалась вопросом: не станет ли он новым президентом Турецкой Республики?
Опыт Турции показывает, что новая технологическая элита способна очень быстро пройти путь от нишевых разработок до большой политики. И эта модель может быть актуальна для всех стран, делающих ставку на высокие технологии. Именно поэтому стоит внимательно следить за тем, куда приведет турецкий марш робототехники.
Автор – доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева МГИМО МИД России
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".