- Главная страница
- Статьи
- Морская доктрина Ким Чен Ына: как КНДР обзавелась самым большим в мире подводным флотом
Морская доктрина Ким Чен Ына: как КНДР обзавелась самым большим в мире подводным флотом
Северную Корею не принято называть великой морской державой. Между тем это государство обладает военным флотом и собственной судостроительной отраслью. Основа ударных сил – подводные лодки, способные выполнять задачи как в ближней морской зоне, так и на значительном удалении от своих берегов.
От подарков – к собственному производству
Данные о составе подводных сил флота КНДР, которые можно найти в открытых источниках, весьма противоречивые. Одни источники говорят о наличии 35 субмарин, другие – о 83. Для сравнения: у ВМФ России в настоящее время в строю 65 подводных лодок (ПЛ), у ВМС США – 64, у ВМФ Китая – 61.
Таким образом, по количеству лодок флот Северной Кореи претендует на первое место в мире. Другое дело качественные характеристики. Многие северокорейские субмарины – дизель-электрические и устаревших проектов. Однако вооружены они уже не только торпедами и минами, но и ракетами – баллистическими и крылатыми, способными нести ядерные боеголовки.
Стратегический визит: о чем Владимир Путин договаривался в Пхеньяне
С этой силой оппонентам сегодня приходится считаться. Ну а впервые субмарина под флагом КНДР вышла в море в 1961 году. Это был дар СССР: Тихоокеанский флот передал среднюю подводную лодку С-75 проекта 613 (по классификации НАТО – Whiskey). В период с 1962 по 1966 год северокорейцы получили еще три советских ПЛ (С-90, С-325, С-326). Субмарины, заложившие основу подводных сил Северной Кореи, были списаны в начале 2000-х.
В свою очередь, Пекин тоже наладил сотрудничество с Пхеньяном в этой сфере, поставив флоту КНДР семь лодок проекта 033 – лицензионная версия советских ПЛ проекта 633 (по классификации НАТО – Romeo). Кроме того, 6 сентября 1971 года было подписано соглашение о безвозмездной передаче полной технической документации ПЛ проекта 035 (по классификации НАТО – Ming), а также о строительстве в корейском Синпо судоверфи полного цикла.
На этом заводе в 1976–1979 годах из китайских комплектующих и при участии китайских же специалистов построили 11 лодок. В дальнейшем верфь полностью перешла под контроль северокорейских судостроителей, которые к 1995 году спустили на воду еще девять субмарин проекта 033.
Сколько сейчас кораблей этого проекта находится в строю, сказать сложно. Достоверно известно, что в феврале 1985-го одна лодка со всем экипажем погибла в Жёлтом море. Причины катастрофы установить так и не удалось. Забегая вперед, отметим, что у руководства КНДР и командования флота есть планы дать вторую жизнь морально и физически устаревшим ПЛ.
Пучина шпионских страстей
В 1960-х Северная Корея сделала ставку на сверхмалые подводные лодки, которые идеально подходят для действий в прибрежных мелководных шхерных районах моря. За три десятилетия построили более 60 ПЛ проектов Yugo и Yono. Они предназначены для разведки, высадки диверсионных групп, нанесения торпедных ударов и постановки минных заграждений.
В 1991 году в иностранные СМИ просочилась информация о наличии у КНДР лодок типа Sang-O (длина 34 м). В 2011-м сообщалось о субмаринах нового поколения – тип Sang-O II (длина 39 м). По одной из версий, к разработке обоих проектов приложили руку специалисты из бывшей Югославии. Лодки Sang-O и Sang-O II строили как ударные, вооруженные четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм, так и спецназначения – со шлюзовой камерой для выхода и возвращения боевых пловцов. Кроме того, эти ПЛ способны нести до 16 морских мин на внешней подвеске.
С северокорейскими сверхмалыми субмаринами регулярно происходят ЧП, провоцирующие международные скандалы. Один из первых датирован 1965 годом. Тогда двухместная невооруженная лодка длиной всего 5,7 м села на мель у берегов Южной Кореи и была брошена экипажем. Скорее всего, с нее пытались высадить разведчика либо диверсанта.
Ночью 17 сентября 1996-го лодка типа Sang-O из-за отказа двигателя села на мель недалеко от южнокорейского приморского города Каннын. На борту ПЛ находилось 26 человек, включая начальника Морского отдела внешней разведки и двух агентов. Уничтожив секретное оборудование и документацию, северокорейцы высадились на берег и попытались уйти в КНДР. Началась широкомасштабная охота на лазутчиков, в которой приняли участие до 43 тыс. солдат и полицейских. Операция продолжалась до 5 ноября. Уйти к своим удалось лишь одному беглецу, еще одного пленили, остальных ликвидировали. Теперь шпионская подводная лодка – музейный экспонат.
В июне 1998 года история едва не повторилась. Подводная лодка типа Yugo запуталась в рыболовных сетях у побережья Южной Кореи, где и была обнаружена. При осмотре выяснилось, что все находившиеся на борту моряки мертвы. Вероятно, они покончили жизнь самоубийством.
Ракетно-ядерный щит Пхеньяна
Получив компетенции и опыт строительства субмарин по зарубежным проектам, северокорейцы решились на разработку собственных. КНДР потребовались подводные корабли, способные нести ядерное оружие. Северную Корею не остановили экономическая блокада и санкции, закрывающие доступ к современным технологиям.
Первой была построена на верфи Синпо ракетная ПЛ «Герой 24 августа». Насколько это уникальный проект, сказать сложно, учитывая, что корабль спроектирован и построен после того, как в России в начале 1990-х были куплены якобы для разделки на металлолом несколько списанных лодок проекта 629А. Эти корабли северокорейские инженеры вполне могли изучить, что называется, до винтика.
Появление у Пхеньяна собственной ракетной лодки рассекретила спутниковая система Google Earth в октябре 2014-го. Субмарину запечатлели на фото, когда она стояла у причала завода в Синпо. У лодки обтекаемый корпус и крестообразное расположение кормовых вертикальных и горизонтальных рулей. Силовая установка – дизель-электрическая, некоторые источники указывают на вероятное наличие воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Это всего лишь догадка, которую косвенно подтверждают сообщения СМИ о готовности КНДР экспортировать ВНЭУ.
О других тактико-технических характеристиках детища северокорейской оборонки сведений нет. Эксперты полагают, что длина корабля составляет 67–70 м, ширина – 6,5–7 м, водоизмещение надводное/подводное – около 1500/1700 т, рабочая глубина погружения – до 180 м. Вооружение – одна или две вертикальные пусковые установки баллистических ракет, до четырех торпедных аппаратов калибра 533 мм.
Как живет Северная Корея – одна из самых закрытых стран на планете
О первом успешном запуске баллистической ракеты из подводного положения, произведенном «Героем 24 августа», стало известно в 2015 году. До того испытания проводились с погружаемых стендов в одном из озер или водохранилищ и в прибрежных морских водах КНДР. При этом стрельб на полную дальность на сегодняшний день не проводилось.
Северокорейские ракеты твердотопливные, двухступенчатые, с холодным подводным стартом. Они могут нести как обычный, так и ядерный заряд мощностью от 10 до 25 кт. По некоторым данным, в скором времени ракеты могут получить боевые части с разделяющимися боеголовками.
19 октября 2021-го из подводного положения был произведен запуск твердотопливной тактической баллистической ракеты Hwasong-11Ga (KN-23). Это аналог российского «Искандера», но с более мощной боеголовкой (до 1500 кг), которая может быть обычной или ядерной. Длина ракеты – 9,8 м, диаметр – 1,1 м, взлетный вес – 3,4 т, дальность полета – около 900 км. Неприятная для противника особенность KN-23 – возможность полета на малой высоте и маневрирования для уклонения от средств противоракетной обороны.
Три года назад состоялись испытания крылатой ракеты с подводным стартом Hwasal-2. Ее длина – около 6 м, диаметр со сложенными крыльями – 0,54–0,6 м, дальность полета – 2000 км. Боеголовка – обычная или ядерная. В январе 2024-го подводники протестировали крылатые ракеты большой дальности Pulhwasal-3-31. Носители тактического ядерного оружия находились в полете более двух часов и, преодолев 1500 км, поразили условные цели.
6 сентября 2023 года в Синпо состоялась торжественная церемония спуска на воду ракетной подводной лодки Kim Gun Ok young woong ho («Герой Ким Гун Ок»). О предстоящем пополнении северокорейского флота стало известно в июле 2019 года во время посещения верфи главой КНДР Ким Чен Ыном. Специалисты считают этот проект глубокой модификацией китайского проекта 033. Внешне лодка существенно отличается от предшественницы. Носовая часть – каплевидная, носовые горизонтальные рули перенесены на ограждение рубки. В средней части корпуса расположен «горб» – ракетный отсек для 10 баллистических и крылатых ракет.
Ким Чен Ын пообещал переделать все находящиеся в строю торпедные лодки проекта 033 в подводные ракетоносцы. Кроме того, северокорейский лидер подчеркнул, как важно «придать более мощный импульс строительству подлодок с атомным двигателем», чтобы подводный флот надежно обеспечивал спокойствие страны, мир и безопасность в регионе и на всей планете.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".