21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. На что способна индийская оборонная промышленность
Military армия Индия оружие

На что способна индийская оборонная промышленность

В настоящее время с военной точки зрения статус Индии довольно специфичен. С одной стороны, эта страна – безусловный лидер Южной Азии. С другой – ее потенциал позволяет претендовать на роль глобального игрока, однако соответствующий этому статусу инструментарий Индия пока не обрела. Несмотря на впечатляющий рост возможностей оборонной промышленности, Индия все еще не может обойтись без закупок иностранного вооружения. Однако в ближайшие 10 лет положение и перспективы Индии в рейтинге мировых военных держав могут сильно измениться.

Индийские солдаты на верблюдах

Солдаты пограничных сил безопасности Индии на церемонии празднования Дня республики

©Adnan Abidi/REUTERS
Содержание:

Задачи и контекст

Сейчас развитие оборонной промышленности Индии обусловливается тремя главными факторами:

  • угроза конфронтации с Пакистаном, включая действия незаконных вооруженных формирований в пограничных регионах;
  • соперничество в Индо-Тихоокеанском регионе с Китаем и взаимные территориальные претензии;
  • внутренние этноконфессиональные и социальные противоречия, порождающие религиозный и политический экстремизм.

Дракон против слона: сможет ли Китай одолеть Индию на море?

С первыми двумя угрозами должны справиться Вооруженные силы Индии, борьба с третьей возложена на органы правопорядка и различные парамилитарные формирования, подчиненные Минобороны и МВД. При этом, превосходя Пакистан по ключевым военно-экономическим показателям, Индия заметно уступает по ним Китаю. Учитывая тесные партнерские связи КНР и Пакистана, разделить эти два направления довольно трудно. Индийские генералы говорят, что в случае вооруженного конфликта им придется воевать на «два с половиной фронта», то есть против Китая, Пакистана и поднявших восстание в тылу партизан-маоистов. При этом, учитывая, что граница, отделяющая Индию от вероятных противников, проходит в основном по горам, эпичные танковые баталии и масштабные сражения корпус на корпус возможны только в нескольких местах. На всем остальном протяжении потенциальной линии фронта драться придется сравнительно небольшим подразделениям. Поэтому еще в 2009 году начальник штаба ВМС Индии Суреш Мехта предложил пересмотреть подход к будущей войне: сделать упор на создание сил сдерживания и повышение уровня ситуационной осведомленности.

Задачи, стоящие в этих условиях перед военной промышленностью, определяются утверждаемой правительством Индии программой оборонного производства и развития экспорта (Defence Production & Export Promotion Policy – DPEPP). Ее свежая версия появилась в 2020 году. В ней сказано, что Индия уже повысила уровень независимости национальной технологической базы и создала ряд собственных систем вооружения, позволивших существенно укрепить оборону страны: семейства баллистических ракет «Агни» и «Притхви», легкие боевые самолеты «Теджас», реактивные системы залпового огня «Пинака», зенитные ракетные комплексы «Акаш», танки «Арджун», широкий набор радиоэлектронного оборудования и так далее.

Индийская ракета Агни-V

Ракета "Агни" класса "земля-земля"

B Mathur/REUTERS

Суммарный объем производства индийской оборонной промышленности, включая аэрокосмический сектор и военное судостроение, достиг к 2019–2020 годам $10 млрд. Большая часть объема (свыше 3/4) приходилась на оборонные предприятия государственного сектора, остальное – на частные компании.

Планы развития военной промышленности, поставленные в DPEPP-2020, предполагают достижение оборота в $25 млрд к 2025 году, включая объем военного экспорта примерно в $5 млрд. Задача довольно амбициозная, особенно в том, что касается экспорта – в 2021 году он лишь слегка превысил $1,8 млрд.

Сомнительно, что Индии удастся выдержать заявленные темпы роста военной промышленности. Оборонный бюджет по состоянию на 2022/2023 финансовый год составил свыше $51 млрд и вырос по сравнению с предыдущим годом примерно на 5%. Но львиная доля этих денег уйдет на содержание армии и выплату пенсий отставным военнослужащим, а на закупки нового вооружения придется около $20 млрд – явно недостаточно, чтобы осуществить намеченную программу масштабного перевооружения. Так, бывший финансовый советник Минобороны Индии Атул Коушиш оценивает разрыв между имеющимся финансированием закупок и потребностями Вооруженных сил примерно в $12,5 млрд. Недостаток средств серьезно сказывается как на реализации национальных оборонных программ (ВМС Индии, к примеру, заморозили вопрос о строительстве третьего авианосца), так и на импорте вооружений (перспективный истребитель индийцы выбирают уже 15 лет).

Индийские самолеты Tejas и Jaguar

Истребители "Теджас" (в воздухе) и "Ягуар" (на земле) на авиасалоне Aero India 2021

AP/TASS

Электроника, воздух и все остальные

Если посмотреть на выручку индийских компаний ВПК, то на первом месте окажется производитель радиоэлектронного оборудования Bharat Electronics (около $4,6 млрд за 2020 год), а второе займет HAL – Hindustan Aeronautics Limited (свыше $3 млрд). Это два предприятия с самыми большими оборонными заказами. Bharat Electronics фактически сосредоточил в своих руках весь объем производства индийской электроники военного назначения – от радаров всех типов до систем управления огнем и от тренажерных классов до гидроакустических комплексов. Кроме того, компания производит массу гражданской продукции, включая телекоммуникационное оборудование, электронные машины для голосования, светофоры и аудиотехнику. Она активно участвует в программах локализации оборудования иностранной разработки: производит систему связи Data Link II для противолодочных самолетов P-8I «Посейдон» и прицел для основного боевого танка «Арджун».

HAL концентрирует в своих руках большую часть активов индийского авиапрома. Эта компания – головной подрядчик в программе лицензионного производства истребителей Су-30МКИ (собрала более 220 самолетов из более чем 250, поставленных для ВВС Индии), учебно-боевых BAE «Хок». Кроме того, HAL поддерживает летную годность и занимается модернизацией других боевых самолетов ВВС Индии, производит истребитель «Теджас» собственной разработки, разнообразные учебные и коммерческие самолеты, а также вертолеты разных типов, разработанные как в Индии, так и за рубежом. HAL – лидер в разработке и производстве индийских беспилотников и контролирует выпуск авиационных и ракетных двигателей – от маломощных вспомогательных силовых установок до крупных и сложных изделий типа двигателя АЛ-31ФП для Су-30МКИ.

Три «Чакры»: Как индийский флот шел к атомному подплаву

Остальные оборонные предприятия госсектора довольствуются объемами от $110 млн у производителя спецсталей и спецсплавов Mishra Dhatu Nigam до $640 млн у крупнейшего предприятия индийского военного судостроения Mazagon Dock Limited.

Отдельно стоит выделить Организацию оборонных исследований и проектов Минобороны Индии (Defence Research and Development Organization – DRDO). Доходов как таковых у нее нет, но ее государственное финансирование составляет $1,6 млрд в год. DRDO координирует и направляет деятельность индийских НИИ и лабораторий оборонного назначения (всего более 50 подведомственных организаций), фактически сконцентрировав в своих руках все исследования в сфере оборонки – от электроники до генной инженерии. Ключевая задача DRDO, как и аналогичных структур других стран, типа американской DARPA, французской DGA, китайского Государственного управления оборонной науки, техники и промышленности, – отбор и развитие перспективных проектов до стадии, когда становится возможной их промышленная реализация, с последующей передачей разработчику, способному довести проект до серийного производства.

Make in India

Ключевое направление развития индийской оборонки – постепенное повышение уровня локализации производимых вооружений. Этот процесс идет в рамках программы Make in India («Делай в Индии»). С точки зрения промышленности она является несомненным благом: благодаря ей удалось резко расширить номенклатуру производимых в Индии изделий и повысить общий технологический уровень различных отраслей, в том числе оборонки. С точки зрения Вооруженных сил Индии польза программы сомнительна: обязательные требования по локализации и передаче технологий, даже в случае, если иностранный контрагент с ними согласен, серьезно осложняют работу, так как возникают проблемы с поисками индийского производителя, способного изготовить сложную технику зарубежной разработки. Это обстоятельство существенно замедлило реализацию нескольких проектов, включая строительство в Индии подводных лодок типа «Скорпен», локализацию производства истребителей «Рафаль» и ряда других проектов, выигравших тендеры. Избежать этого процесса или обойтись малой кровью удается, только если принято решение о закупках вне конкурса, как это произошло, например, c российскими зенитными ракетными комплексами С-400 или американскими противолодочными самолетами «Посейдон».

Как Индия обзавелась ядерной бомбой и почему не сразу в этом призналась

Сложность индийских тендерных процедур, заставляющих производителей искать баланс между собственными возможностями, требованиями заказчика (индийских Вооруженных сил), требованиями локализации и офсетных программ, возможностями выбранных (или настоятельно порекомендованных) партнеров и, наконец, собственной прибылью, тормозит процесс приобретения нового оружия. Даже в случае уже достигнутых соглашений завершение контрактов может растягиваться на многие годы, как это происходит, например, с российско-индийским проектом производства в Индии вертолета Ка-226.

Это осложняет реализацию и чисто индийских проектов, где жесткие требования к уровню локализации означают иной раз необходимость создания с нуля целых отраслей. Сроки реализации могут в этих условиях занимать поколения – примером здесь может послужить история истребителя «Теджас» или ЗРК «Акаш».

Развитие оборонной промышленности в рамках программы Make in India уже привело к существенным изменениям в закупочной политике. Так, еще 20 лет назад основу ВМС Индии составляли корабли и подлодки иностранной постройки. Они до сих пор играют важную роль в составе флота, но все основные перспективные корабли и суда, которые должны войти в состав индийских ВМС в течение ближайшего десятилетия, строятся на индийских верфях, хотя иногда и со значительной долей иностранного оборудования. Этот же процесс идет и в других отраслях оборонки, что в сочетании с режимом бюджетной экономии позволяет предполагать дальнейшее сокращение импорта оружия Индией и рост собственного производства.

***
27 марта 2019 года запущенная с полигона на острове Абдул Калам ракета-перехватчик PDV Mk II поразила на околоземной орбите спутник Microsat-R, отправленный в космос двумя месяцами ранее. Это испытание под названием «Миссия Шакти» сделало Индию четвертой после Америки, России и Китая страной – обладателем противоспутникового оружия. С учетом национального характера разработки, для которой за рубежом приобретались лишь отдельные компоненты второстепенного значения, а также наличия собственного ядерного оружия, атомной подводной лодки и строительства авианосца можно сделать вывод: индийская оборонная промышленность способна самостоятельно реализовывать сложнейшие проекты, концентрируясь на ключевых направлениях. Заполнение пробелов в этих условиях – вопрос времени.

Автор – научный сотрудник ИМЭМО РАН

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".