18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Но зачем же стулья ломать?
Military Безопасность ДРСМД Карибский кризис Политика США Экспертное мнение

Но зачем же стулья ломать?

Перед тем как хоронить ДРСМД, надо было найти ему замену

Итак, 1 февраля американцы объявили о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), на следующий день участие в нем приостановила и Россия. Соглашение 1987 года, позволившее уничтожить целый класс вооружений – комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000–5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности,мертво. Но мы – еще нет, поэтому попробуем порассуждать о том, что произошло и что будет дальше.

ДРСМД был архаичным договором, и это признавали практически все, включая российское руководство. Архаичным с политической и с технической точек зрения. Сергей Иванов, будучи министром обороны, в 2007-м прямо назвал ДРСМД «реликтом холодной войны». А посол США в России Джон Хантсман на днях вежливо напомнил, что Москва еще в 2004-м зондировала вопрос о роспуске соглашения по взаимному согласию. И на то были причины: мир слишком изменился.

Распался Варшавский договор, закончилась холодная война, а потом сильно рванули вперед азиатские ядерные державы: Индия, Пакистан, но главноеКитай. Они нормами ДРСМД не были связаны никогда. Справедливо задаться вопросом: как изменился контекст международной безопасности за 30 лет? Могут ли обладатели ядерного первородства Россия и США позволить себе и дальше закрывать глаза на разрастание ядерного клуба и на то, что его члены совершенствуют свои арсеналы?

Стали другими и военные технологии. Модные в этом сезоне планирующие гиперзвуковые блоки, например, выводят ракетные системы, разгоняющие их, из-под определений сурового, но устаревшего соглашения: эти ракеты и не баллистические, и не крылатые. Как сказал бы Владимир Ильич, по форме все правильно, а по сути издевательство.

И при всем при этом ДРСМДодин из знаковых договоров для мировой системы контроля над вооружениями. На нем отрабатывали до того невиданные и сложнейшие процедуры контроля и инспекций, которые потом адаптировали и развили для нужд другого великого договора той эпохиСНВ1, по которому США и СССР списали половину своих стратегических ядерных арсеналов.

Договор-то, положим, уже того, новый делать надо,но зачем же стулья ломать?

«Патриарху рода» на этом самом роду было написано сойти на страницы учебников истории международных отношений. Но для этого требовалось его заменить новым соглашением, не шатая фундамент дома. Причем сейчас уже неважно, каким. Можно было добиваться жесткого многостороннего запрета ракет средней дальности (правда, не очень понятно, кто бы послушался этих грозных разоружателей?). Можно было бы, вспомнив историю «евростратегического кризиса», который был урегулирован как раз с помощью ДРСМД, прагматично ограничить зону действия договора расстоянием от Атлантики до Урала. В любом случае, сначала следовало конструктивно ответить на вопрос: а что вместо и после?

Есть ответ на этот вопрос и сейчас, но он почему-то никому не нравится. Международные режимы контроля над вооружениями уже не то что шатаются, а валятся с грохотом, осыпая зазевавшихся мусором и пылью. В качестве ответа предлагается отсутствие ответа (простите – «следование национальным интересам»). Закон ракетно-ядерных джунглей.

Происходящее очень опасно, в первую очередь из-за нарастающей непредсказуемости. Мы вступаем на земли, по которым еще не ходили, мы не знаем, как контролировать ядерное оружие в таком мире. И это оружие с технической точки зрения становится все более точным и смертоносным, а мест для его применения все больше и больше. Выстрелить может и в конфликте с Китаем, и на Индостане, и в Корее, и на Ближнем Востоке.

Но впадать в алармизм и атомную истерию тоже не следует. В конце концов, СССР и США как-то жили четверть века без всякого контроля над наступательными вооружениямивплоть до соглашения ОСВ1 (1972 г.). Не сказать, что скучно жилиКарибский кризис тому подтверждение, – но как-то договаривались.

Роспуск ДРСМД оставляет достаточно места для неформальных инициатив и соглашений. Например, того же самого взаимного обязательства не развертывать те или иные боевые средства в Европе. Конечно, если считать, что заграница населена лицемерными псоглавцами, только и ждущими момента, чтобы откусить нос зазевавшемуся Ваньке, то это соображение пройдет мимо сознания. Но история международных отношений показывает, что при наличии конкретного интереса и практически понятных шагов подобные соглашения довольно легко заключаются и довольно устойчиво поддерживаются.

Не следует лишать мир шанса и в этот раз только потому, что кто-то почувствовал себя обиженным и очень хочет уйти из песочницы. Песочница все равно одна.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».