16 января 2025
USD 102.81 -0.63 EUR 106.1 -0.15
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Время первых: как подлодка "Свордфиш" открыла боевой счет подплава США
Military Вторая мировая война подводные лодки США

Время первых: как подлодка "Свордфиш" открыла боевой счет подплава США

Во время Второй мировой американские субмарины нанесли серьезный ущерб японскому флоту. Но кто из подлодок ВМС США открыл счет победам? История отвела эту роль «Свордфиш». Боевой путь этой лодки хорошо известен, а вот конец ее истории остается загадкой, поскольку после 12 января 1945-го она пропала без вести.

Подводная лодка

Подводная лодка "Свордфиш" на военно-морской верфи Мэр-Айленд, Калифорния, 1 апреля 1939 г.

©Naval History and Heritage Command/history.navy.mil
Содержание:

Первый успех

«Свордфиш» была одной из 10 субмарин типа «Сарго», построенных в 1939 году. Эти 1500-тонные лодки, имевшие восемь торпедных аппаратов, могли преодолевать большие расстояния. Осенью 1941-го «Свордфиш» и ее сестры были переведены на Филиппины, войдя в состав подводных сил Азиатского флота США.

Сразу после нападения японцев «Свордфиш» под командованием Честера Смита вышла в первый поход в Южно-Китайское море. Уже 9 декабря 1941-го Смит атаковал неизвестное вооруженное судно западнее Манилы и утверждал, что потопил его, но подтвердить это так и не удалось.

Свордфиш

Подготовка к спуску на воду подводной лодки "Свордфиш" на военно-морской верфи Мэр-Айленд, Калифорния, 1 апреля 1939 г.

Naval History and Heritage Command/history.navy.mil

Добравшись до острова Хайнань, Смит обнаружил возле него много вражеских судов. Вечером 14 декабря ему удалось торпедировать и повредить пароход «Кассии Мару». Спустя два дня «Свордфиш» атаковала японский конвой и поразила торпедой транспорт «Ацутасан Мару» на 8663 брт. Японский эсминец помешал добить подранка, но судно и так было обречено. После попадания в машинное отделение команда покинула «Ацутасан Мару»; судно дрейфовало еще два дня, после чего затонуло.

Убить "Дракона": как в Тихом океане погиб последний авианосец

Это был первый успех подплава США. Известно, что на счету американцев первая в истории победа субмарины: в 1863-м, во время Гражданской войны, лодка конфедератов «Л.Х. Ханли» потопила корабль северян «Хаусатоник». Но вот свой боевой счет подводники США открыли лишь в 1941-м с помощью Смита на «Свордфиш».

VIP-подлодка

Отстрелявшись у Хайнаня, Смит вернулся в Манилу, откуда переместился в Сурабайю и 16 января 1942-го снова вышел в море вместе с другими лодками, чтобы противостоять японскому вторжению на Филиппины. В этом походе он потопил вспомогательное судно ВМС Японии «Мёкэн Мару» и повредил транспорт. 20 февраля лодке приказали идти к Маниле, чтобы принять на борт президента Филиппин с семьей и ряд высокопоставленных лиц. Позже Смит вспоминал, что его гости сильно страдали от качки и лишь семилетний сын президента, оказавшись на субмарине, был «на седьмом небе от счастья».

Высадив пассажиров на острове Панай, Смит отправился к Маниле за новой партией пассажиров, эвакуировав на этот раз 18 человек, включая Верховного комиссара США на Филиппинах и его семью. Доставив их в Австралию, «Свордфиш» пошла к Маниле, чтобы доставить 40 тонн грузов для осажденного Коррехидора. Но его защитники сдались раньше, чем пришла лодка. Когда же Смит вернулся во Фримантл, то узнал, что его наградили Военно-морским крестом за прежние успехи, о чем извещал журнал Life, напечатавший заметку с фотографией командира «Свордфиш».

Первый командир "Свордфиш" Честер Смит

Первый командир "Свордфиш" Честер Смит

National Museum of the U.S. Navy /flickr.com

15 мая 1942-го подлодка вышла в свой четвертый поход. В Южно-Китайском море Смит неоднократно атаковал японские конвои, трижды добившись успеха: он потопил два судна и повредил плавбазу японских подлодок «Рио-де-Жанейро Мару». 4 июля лодка с триумфом возвратилась во Фримантл. Единственное, что огорчало ее экипаж, – это болезнь командира, который сильно простудился и не мог выйти в море до полного выздоровления.

Корабль для неудачников

В следующем походе Смита заменил Альберт Берроуз – штабной офицер, ранее никогда лодкой не командовавший, но давно мечтавший об этом. В августе он повел «Свордфиш» в Южно-Китайское море, где много атаковал, но успеха так и не добился. А вскоре все офицеры лодки и около 90% экипажа слегли с острым желудочным расстройством, которое, как считалось, вызвало пищевое отравление, но позже выяснилось, что причиной стала плохая питьевая вода.

По возвращении во Фримантл Берроуз подвергся критике за расходование торпед, не давшее результата. В итоге он сдал лодку выздоровевшему Смиту, а сам вернулся в штаб. Со временем Берроуз убедил командование дать ему второй шанс. Став командиром другой лодки, он проявил себя хорошим подводником.

В конце 1942-го Смит повел «Свордфиш» в Соломоново море, где выяснилось, что экипаж лодки так и не оправился от желудочного расстройства. Но это не помешало Смиту совершить несколько атак и по приходе в Брисбен доложить о двух новых победах. Хотя на самом деле успеха он не добился, победы ему засчитали, что суммарно сделало Смита лучшим бомбардиром среди командиров лодок в Австралии – 11 потопленных судов на 68.000 брт и четыре поврежденных на 27.000 брт. В реальности же его счет был в три раза меньше.

После этого экипаж «Свордфиш» простился со Смитом, поскольку он пошел на повышение, приняв командование над дивизионом субмарин во Фримантле. «Свордфиш» принял Джек Льюис, экс-командир лодки «Триггер». С прежней должности его сняли за неудачные походы. Но Льюис упросил командование дать ему второй шанс и получил назначение на «Свордфиш»», так как в то время у ВМС США командиры лодок были в дефиците.

Один шанс на миллион: как был уничтожен авианосец "Синано"

9 января 1943-го субмарина вышла из Брисбена, имея приказ атаковать вражеское судоходство у Соломоновых островов. Желая доказать свою компетентность, Льюис действовал агрессивно. 19 января он обнаружил и атаковал японский конвой 35/А, потопив быстроходный войсковой транспорт «Мёхо Мару». В японском флоте было всего четыре судна этого типа – два из них в январе 1942-го и 1943-го погибли от торпед «Свордфиш».

Вероятно, Льюис мог бы добиться большего, но 7 февраля его лодку по ошибке атаковал свой же бомбардировщик Б-17. Из-за поврежденной «Свордфиш» пришлось прервать поход. 23 февраля она пришла в Перл-Харбор, а оттуда отправилась на ремонт в Сан-Франциско.

Подлодка "Свордфиш" перед войной

Подлодка "Свордфиш" перед войной

U.S. National Archives and Records Administration /archives.gov

Два Фрэнка

В июне 1943-го «Свордфиш» вернулась в Перл-Харбор уже с другим командиром – Льюис был переведен на новую лодку типа «Балао» «Драгонет».

Теперь на «Свордфиш» главным был Фрэнк Паркер, впервые в своей карьере занимавший должность командира лодки. Отсутствие опыта не помешало ему блестяще провести восьмой поход «Свордфиш». Не стало помехой и техническое состояние субмарины – хотя она и прошла ремонт, один из винтов слишком сильно шумел, из-за чего ее легко было обнаружить под водой.

12 августа Паркер прибыл к архипелагу Палау, где пополнил боевой счет «Свордфиш». 22 августа он напал на конвой O-703, потопив транспорт «Нишияма Мару». В ответ японцы контратаковали, повредив глубинными бомбами рули и шумопеленгатор лодки. Но это не помешало Паркеру 5 сентября перехватить другой конвой и отправить на дно судно «Тенкай Мару» с грузом боеприпасов и бензина.

Свордфиш

У побережья Калифорнии 13 июня 1943 г.

Naval History and Heritage Command/history.navy.mil

Когда же субмарина вернулась на базу, то по неизвестной причине на ней снова поменяли командира. Им стал Фрэнк Барроуз, как и его тезка, прежде подлодками не командовавший. После ремонта в доке «Свордфиш» вышла в море 28 ноября, но вернулась уже через неделю из-за тех же дефектов техники. Не желая командовать такой «развалиной», Барроуз попросил перевести его на другую должность.

От временного к постоянному

Командование ВМС США не смогло сразу найти ему замену. А пока шли поиски, на «Свордфиш» временно назначили 43-летнего кэптена Карла Хенселя, ранее командовавшего дивизионом лодок. Это было очень странное решение – столь возрастные офицеры, да еще в таком высоком звании подлодками обычно не командовали.

Янки при дворе короля Георга: как подводники США охотились на "Тирпиц"

После очередного ремонта «Свордфиш» вышла в море 29 декабря 1943-го. Хенсель повел ее к Японии, где бушевали зимние шторма. Из-за непогоды на лодке опять начались проблемы: рулевой механизм шумел, возникали возгорания электрооборудования, радар сбоил. Но Хенсель продолжил поход, полный решимости доказать, что «Свордфиш» и он сам еще на что-то годны.

Упорство Хенселя дало плоды – он потопил три вражеских судна на 12.270 брт. А 17 января ему было приказано перехватить авианосец «Сёкаку» у Токийского залива. Лодка заметила его тем же вечером. Но ей не удалось занять удобную позицию для атаки, поэтому выпущенные торпеды прошли мимо цели.

7 февраля 1944-го «Свордфиш» вернулась в Перл-Харбор, завершив свой самый удачный поход. Затем Хенсель сдал ее Эдмонду Монроссу, ранее командовавшему учебной подлодкой. Как и Хенсель, Монтросс не имел боевого опыта, но страстно хотел доказать свою компетентность.

В марте 1944-го «Свордфиш» вышла в 11-й поход для действий у Марианских островов, где 5 апреля Монтросс перехватил и атаковал японский конвой. Он выпустил восемь торпед, заявив поражение двух целей, но в реальности попаданий не было. Большего Монтросс добился в следующем походе. Действуя у Бонинских островов, он 9 июня потопил эсминец «Мацуказе», 15 июня судно «Кансейси Мару» и 30 июня японский сторожевик.

После возвращения из похода лодка была отремонтирована, после чего вышла в море 22 декабря 1944-го. В этот раз Монтросс сначала должен был действовать в районе островов Рюкю, где ему предстояло провести фоторазведку оборонительных сооружений на Окинаве.

3 января 1945-го «Свордфиш» вышла на связь, подтвердив получение сообщения, что ей следует держаться подальше от Рюкю до завершения авиаударов с авианосцев США по этому району. Монтросс должен был временно действовать у острова Кюсю. Спустя неделю ему приказали вернуться к Окинаве. Но «Свордфиш» на связь не вышла.

Есть мнение, что последней ее «видела» подлодка США «Кете». 12 января в 5:08 она засекла работу радара дружественного корабля. Это могла быть «Свордфиш», поскольку контакт произошел в предполагаемом месте ее нахождения. Спустя пять часов на «Кете» слышали взрывы глубинных бомб. Но это могли быть и взрывы мин, так как Окинава была окружена минными полями. Впрочем, гибель «Свордфиш» 12 января – лишь гипотеза. По данным японцев, их силы ПЛО не проводили в том районе атак и не слышали взрывов на минных полях. Поэтому судьба лодки, открывшей счет победам подплава США, остается неизвестной.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".