Закат владык морей: британские линкоры против японской авиации
Долгое время самой грозной силой в море были линейные корабли. Но в ХХ веке господству бронированных гигантов настал конец. У них появился грозный противник – торпедоносная авиация, развеявшая миф о непобедимости линкора. Точку в споре о том, кто в океане хозяин, поставили пилоты японских самолетов-торпедоносцев, 10 декабря 1941 года потопившие в Южно-Китайском море британские линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс». Этот случай не только предрек закат эпохи больших артиллерийских кораблей, но и стал крупной морской катастрофой, унесшей жизни более 800 моряков.
Борьба за «морскую корону»
Линкоры появились на свет в XVII веке, еще в эпоху парусных флотов, и просуществовали до середины ХХ века. Таким образом, они стали самым «долгоиграющим» классом военных кораблей в истории. Все долгие годы своего существования он эволюционировал. Парусные «стопушечники» сменили угольные броненосцы, а их – дредноуты-нефтяники. Но, хотя дерево уступило металлу, а ветер – углю и нефти, задача у линкоров оставалась прежней: сражаться в линии, нанося и выдерживая мощные артиллерийские удары.
Именно линкоры в первой половине ХХ века составляли ведущую силу флотов, считаясь владыками морей. Но уже в годы Первой мировой начала развиваться авиация. Вскоре после окончания войны возникла концепция «господства в воздухе». Ее сторонники считали, что побед в будущих конфликтах можно достичь исключительно бомбардировками, в том числе и на море.
20 июля 1920-го у побережья Вирджинии состоялась демонстрация бомбардировки неподвижных кораблей-мишеней. Ее организатором был заместитель командующего авиации армии США полковник Уильям Митчелл, считавший, что для авиации нет ничего невозможного. Сначала все шло как по маслу: бомбардировщики легко отправили на дно несколько подлодок и бывший немецкий легкий крейсер «Франкфурт». Но когда дело дошло до бывшего кайзеровского дредноута «Остфрисланд», пилоты сначала потерпели неудачу. Прямые попадания бомб были стальному гиганту что слону дробинка. В итоге самолеты смогли потопить линкор, лишь сбрасывая бомбы рядом с ним. Борт корабля не выдержал ударов «водяного молота», и «Остфрисланд» затонул, получив подводную пробоину.
Восхищенные журналисты воспевали уничтожение линкора самолетом: огромный бронированный корабль стоимостью $40 млн был потоплен «шестью бомбами, которые несли машины ценою менее $25000 за штуку». Правда, при этом умалчивалось, что во время атаки «Остфрисланд» был неподвижен, а у его орудий не стояли артиллеристы. Сам Митчелл остался крайне доволен и заявил: вместо трех современных линкоров Америка может построить 3000 самолетов и чувствовать себя совершенно неуязвимой.
Реальная и явная угроза
Опыт Митчелла в будущем так и не подтвердился. Неоднократно атакуя линкоры в море, в боевых условиях бомбардировщики ни один из них не потопили. Иное дело, если вместе с ними нападали торпедоносцы.
Рождение торпедоносной авиации произошло перед Первой мировой. А уже во время войны самолеты-торпедоносцы совершили первые успешные атаки, зарекомендовав себя грозным оружием. Дальнейшее развитие этого вида морской авиации в межвоенный период связано с появлением авианосцев. Благодаря им торпедоносцы могли действовать без привязки к аэродромам на суше, вылетая на задание прямо с корабельной палубы.
Особое внимание строительству авианесущих кораблей уделялось в Японии, США и Великобритании. Но именно британскому флоту довелось первым использовать авианосцы в боевой обстановке и именно их торпедоносцы нанесли первое поражение линкорам. 12 ноября 1940-го эскадра адмирала Эндрю Каннингхэма провела операцию «Наказание», целью которой было уничтожение главных сил итальянских ВМС на базе Таранто. Поднявшиеся с авианосца самолеты-торпедоносцы атаковали корабли Муссолини прямо на их якорной стоянке. Неготовые к отражению налета, итальянцы дорого заплатили за беспечность. Британским летчикам удалось вывести из строя три вражеских линкора ценой лишь двух сбитых самолетов.
Успех налета на Таранто привлек внимание специалистов ВМС других стран. В Японии внимательно изучили британский опыт и впоследствии воспроизвели его, атаковав 7 декабря 1941 года Перл-Харбор. Тогда авианосное соединение адмирала Нагумо нанесло внезапный удар по американскому Тихоокеанскому флоту, причинив тому серьезный ущерб. В результате комбинированного налета японских бомбардировщиков и торпедоносцев были выведены из строя восемь линкоров, причем два – безвозвратно.
Удары по Таранто и Перл-Харбору показали, насколько уязвим линейный корабль, находящийся на якорной стоянке. Однако между этими событиями произошли две успешные атаки торпедоносцами линкоров в море. Первый случай имел место 28 марта 1941-го во время сражения у мыса Матапан. Тогда самолетам с британского авианосца «Формидейбл» удалось поразить торпедой итальянский «Витторио Венето». Во втором случае снова отличились британцы. 26 мая их торпедоносцы с авианосца «Арк Ройал» поразили немецкий «Бисмарк».
Последствия упомянутых атак были разными. Взрыв торпеды вызвал у «Витторио Венето» снижение скорости, но не лишил его хода. Поэтому «итальянец» сумел самостоятельно добраться до базы, ускользнув от британской эскадры. «Бисмарку» повезло меньше: торпеда вывела из строя его рулевое управление. После этого корабль был обречен и погиб на следующее утро в бою с британскими кораблями.
Хотя эти атаки и показали, какую угрозу представляют торпедоносцы, участвовавшим в них самолетам все же не удалось потопить линкоры в открытом море. Но лиха беда начало. Ждать иного результата долго не пришлось.
Трагедия соединения Z
В преддверии войны с Японией британское Адмиралтейство отправило в Сингапур соединение Z: линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс» под командованием адмирала Тома Филлипса. Как вспоминал премьер Великобритании Уинстон Черчилль, оно было послано в те воды, чтобы создать «неопределенную угрозу, которую могут представлять для всех военно-морских планов противника первоклассные линейные корабли, местонахождение которых неизвестно».
Соединение Z прибыло на место 2 декабря, а спустя неделю, когда Великобритания уже находилась в состоянии войны с Японией, в Лондоне решили, что оба корабля «должны выйти в море и затеряться среди бесчисленных островов». Осуществить это намерение было невозможно, так как Филлипс уже ушел из Сингапура на перехват японского войскового конвоя, замеченного у южного побережья Индокитая. При этом адмирал был предупрежден о концентрации в том районе крупных сил вражеской авиации. Тем не менее он решил нанести внезапный удар по японским десантам и затем быстро уйти.
Увы, этот план дал сбой еще в начале его реализации. Командование Королевских ВВС сообщило адмиралу, что не может обеспечить эскадре истребительное прикрытие. Филлипс все же решил продолжить поход. Он надеялся, что внезапность обеспечит ему успех. Однако уже днем 9 декабря соединение Z заметила японская подлодка I-65, сообщив об этом по радио.
Сообщение о нахождении в районе высадки десантов вражеских линкоров переполошило японское командование. На поиски британских кораблей немедленно была поднята авиация. Но опасения оказались напрасны: Филлипс повернул назад, когда ему доложили о появлении японских воздушных разведчиков. Адмирал повел соединение Z обратно к Сингапуру. Вскоре он изменил курс, получив сообщение о том, что японцы высаживаются у Куантана, прямо в центре Малайского полуострова. Здесь судьба дала Филлипсу шанс на спасение, так как этот район был доступен для британских истребителей. Но на беду адмирала, никто не догадался их туда послать.
Второй авианосец: чем «Принс оф Уэлс» поможет Королевскому флоту?
Утром 10 декабря эскадра прибыл к Куантану, однако весть о японском десанте оказалась ложной. Зато вскоре стояло ясно, что район патрулируется вражескими самолетами, ищущими британские корабли. «Принс оф Уэлс» принял радиограмму с одного из эсминцев, атакованных ими. Эскадра приготовилась к отражению воздушного нападения, повернув к Сингапуру. В 10:20 ее заметил японский самолет-разведчик, оповестивший об обнаружении целей ударную группу, состоявшую из 30 бомбардировщиков и 54 торпедоносцев.
Уже во время первой атаки торпедоносцы сумели дважды поразить «Принс оф Уэлс». Последствия были катастрофичными: часть машинных отделений линкора оказалась затоплена, рулевое управление вышло из строя. «Рипалс» же сначала проявил чудеса ловкости, уклоняясь от смертоносных «сигар». Но везение было недолгим: одна из них заклинила его рули, а затем еще три поразили оба его борта. Так как старый линейный крейсер не был подготовлен к подобным повреждениям, он получил сильный крен и в 12:33 перевернулся. Вместе с ним погибли 513 моряков из 1309 членов экипажа.
Тем временем флагман Филлипса был торпедирован еще четыре раза. Его скорость упала до восьми узлов, но искалеченный линкор еще держался на плаву. В 12:44 он подвергся атаке бомбардировщиков, повлекшей за собой новые повреждения. В 13:10 стало ясно, что «Принс оф Уэлс» обречен, и его командир Джон Лич приказал команде покинуть корабль. Линкор затонул через десять минут. Эсминцы сопровождения сумели спасти 1285 человек из 1612 членов экипажа. Среди них не оказалось ни Лича, ни адмирала Филлипса.
По словам Черчилля, за всю войну он не получал «такого нокаутирующего удара» и 10 декабря 1941 года стало важной датой как для Великобритании, так и для всего мира. Британский премьер оказался прав: впервые в истории авиация самостоятельно расправились с линкорами в море. Этот день ознаменовал конец эпохи, когда большие артиллерийские корабли господствовали в море.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".