- Главная страница
- Статьи
- Золотая атака: как подлодка "Траут" стала самой дорогой субмариной Второй мировой
Золотая атака: как подлодка "Траут" стала самой дорогой субмариной Второй мировой
Подводная лодка USS Trout (SS‑202) во время учебного похода у побережья Гавайев 1941 год.
©UBL / Vostock Photo10 февраля 1942-го американская субмарина «Траут» потопила два японских транспорта. Казалось бы, что в этом необычного, ведь таких нападений во время войны в Тихом океане можно насчитать несколько сотен. Однако в этот раз атаку совершила подлодка, имевшая на борту сокровищ на миллионы долларов.
«Остров сокровищ»
С нападения на Перл-Харбор началось японское наступление в Юго-Восточной Азии. Уже 10 декабря 1941-го империя высадила свои войска на филиппинский остров Лусон. Вскоре оборонявшим его американцам и филиппинцам стало ясно: им не хватает сил и снаряжения для защиты Лусона и расположенной на нем столицы Филиппин – Манилы. Поэтому они закрепились в наиболее удобных для обороны местах, полуострове Батаан и острове Коррехидор, рассчитывая на подмогу из США.
Находясь подле входа в Манильскую бухту и имея внушительный арсенал для защиты с моря и воздуха, форты Коррехидора были важным узлом местной береговой обороны. Поскольку они считались максимально укрепленными и безопасными, туда свезли ценности из столичных банков, когда возникла угроза захвата Манилы японцами. В результате Коррехидор стал настоящим островом сокровищ: в его подземельях находилось огромное множество золота, серебра и ценных бумаг.
Лучший результат на Тихом океане: как уничтожить авианосец, не заметив этого
К сожалению для американских и филиппинских властей, из-за японской блокады вывезти это богатство было затруднительно. Но отдавать его врагу они не собирались. Банкноты после переписи их номеров подлежали сожжению. Драгоценные металлы ждала иная судьба: их решили затопить в заливе. Однако это не гарантировало, что в случае падения Коррехидора японцы не начнут подъем золота и серебра с морского дна.
Проблему драгоценностей помог решить дефицит боеприпасов. Японская авиация регулярно наносила удары по острову. Но бомбить его японцы могли только с очень больших высот, так как опуститься ниже им не позволяли зенитные батареи Коррехидора. Однако запас боеприпасов у зенитчиков был не безграничен, тем более что им требовались специальные снаряды, чтобы доставать вражеские бомбардировщики и на большом расстоянии.
Помочь защитникам осажденного Коррехидора могли только подводники США. Для транспортной миссии на Филиппины была выбрана подлодка «Траут» лейтенант-коммандера Фрэнка Фенно.
Золото взамен песка
Субмарина покинула Перл-Харбор 12 января 1942-го, имея на борту 3500 снарядов для Коррехидора. Чтобы разместить на ней груз, с «Траут» удалили большую часть торпед и балласта. Фенно вспоминал, что единственное, что его тогда беспокоило: «Чем я заменю балласт после того, как оставлю 60 тонн снарядов в Коррехидоре?»

Лейтенант-коммандер Фрэнк Уэсли "Майк" Фэнно‑младший, начало 1940‑х годов
UBL / Vostock Photo16 января Фенно заправился топливом на Мидуэе и продолжил движение на запад. Вечером 27 января недалеко от островов Бонин он заметил огни судна. Оно показалась Фенно большим, и он выпустил торпеду, но промахнулся. После сближения с целью до нескольких сот метров командир «Траут» понял, что принял за транспорт малый японский корабль ПЛО. Инструкции предписывали атаковать только крупные цели, поэтому американцы оставили «японца» в покое, продолжив переход на Филиппины.
Пока подлодка шла к Коррехидору ее командир продолжал размышлять над вопросом – где взять балласт? Ему оставалось надеяться на то, что на острове, кроме торпед и топлива, найдется достаточно мешков с песком, чтобы использовать их в этом качестве.
Вечером 3 февраля при подходе к Коррехидору «Траут» встретилась со своим эскортом – торпедным катером, который проводил лодку к доку, где она встала на ночную разгрузку. Кроме снарядов подводники передали защитникам острова большую часть своего продовольствия, в котором те остро нуждались.
После выгрузки снарядов подлодка стала заметно легче. Принятие на борт топлива и двух торпед положения не исправили. Фенно запросил дополнительный балласт в виде 25 т мешков песка или щебня, но получил отказ: мешки с тем и другим были нужны для оборонительных сооружений на Коррехидоре.
Однако выход из ситуации был найден: Фенно пообещали дать в качестве балласта «нечто гораздо лучшее, чем песок». После этого к лодке потянулись грузовики, полные золота и серебра. Сначала на подлодку спустили около 600 золотых слитков. Затем «Траут» приняла сотни холщевых мешков, каждый из которых содержал тысячу серебряных песо. Также на нее загрузили ценные бумаги, почту и депеши Госдепартамента.
Перед рассветом лодка покинула док, вышла в Манильский залив, погрузилась и появилась на поверхности, лишь когда снова стало темно. После этого ее отсеки снова начали забивать бумагами и драгоценностями. По различным оценкам, в итоге на борту субмарины оказалось 20 т драгметаллов стоимостью около $25 млн.
Любопытно, что, спеша выйти в море, Фенно подписал квитанцию о получении сокровищ, добавив внизу примечание, что не смог лично проверить количество золота и серебра и вынужден на слово поверить тем, кто руководил погрузкой.
Золотые атаки
«Траут» покинула Манильский залив в ночь на 5 февраля 1942 года. Но, когда она прошла минные поля, то двинулась не в Перл-Харбор, а в Восточно-Китайское море. Согласно ранее полученному приказу командующего Тихоокеанским флотом США, субмарина после доставки боеприпасов на Коррехидор должна была идти к Формозе (Тайвань) и действовать там против японского судоходства.
9 февраля «Траут» достигла пролива Баши, разделявшего Филиппины и Формозу, где, из-за плохой видимости приняв за суда два острова, чуть было не атаковала их. Разыгравшийся шторм позволил лодке войти в Восточно-Китайское море лишь на следующий день, где после обеда ее акустик засек шумы винтов одиночного транспорта.
Время первых: как подлодка "Свордфиш" открыла боевой счет подплава США
Сблизившись с целью, «Траут» обнаружила японское судно и атаковала его. Первая торпеда прошла мимо цели, зато вторая ее поразила, а третья добила «японца». Уйдя с места боя, спустя 25 мин. подводники услышали взрывы котлов: их жертва, вспомогательный транспорт ВМС Японии «Чува Мару», затонул.
Вечером 10 февраля с «Траут» заметили огни, которые, по предположению Фенно, принадлежали небольшому судну. Командир «Траут» предположил, что это корабль ПЛО. Лодка погрузилась, подняла перископ и затем атаковала торпедами. После поражения цели акустик доложил, что «Траут» тоже атакована, рядом с ней прошли две торпеды. Фенно решил, что японцы устроили ему ловушку: пока один корабль привлекал внимание, другой напал.
В реальности же торпеды «Траут» отправили на дно крупный японский транспорт «Курама Мару», который ошибочно был принят за малый корабль ПЛО. А вражеские торпеды оказались акустическим обманом.

Экипаж подводной лодки USS Trout (SS‑202) после награждения Военно-морскими крестами демонстрирует золотые слитки, вывезенные с Филиппин, на пирсе военно-морской базы Перл-Харбор, Гавайи, 2 марта 1942 года
UBL / Vostock PhotoГерои газетных полос
«Траут» вернулась в Перл-Харбор 2 марта 1942-го, где ее экипаж встретили как героев. Спасение золота и серебра подняло моральный дух американцев, которым после катастрофы Перл-Харбора были остро необходимы хорошие новости. Газеты пестрели статьями о подводниках, которые доставили груз большой ценности и по пути потопили пару «японцев».
Когда же встал вопрос о награждении, то поначалу командование разных уровней не сошлось во мнении, какие ордена и медали положены подводникам за спасение золота. В итоге решили наградить весь экипаж «Траут» Военно-морскими крестами – вторыми по значимости орденами для моряков ВМС США. Фенно также посулили Медаль за выдающиеся заслуги, которой обычно награждались генералы.
Однако президент США Рузвельт счел это недостаточным. Поэтому он дополнительно наградил командира «Траут» Крестом за выдающиеся заслуги – вторым по значимости военным орденом в американской армии. Таким образом, Фенно одновременно стал кавалером армейского и флотского орденов, вручавшихся за свершения, которые превосходили требования для всех остальных боевых наград США, кроме высшей награды – Медали Почёта.
Сами подводники «Траут» отнеслись к спасению сокровищ, как к веселому приключению. По возвращении на базу они хотели пригласить на борт друзей, чтобы разыграть шуточный спектакль с игрой в покер на золото. Однако столь несерьезное отношение к грузу чуть не обернулось проблемами. Когда Фенно сдавал слитки по описи, то одного недосчитался. После тщательных поисков его обнаружили на камбузе, где кок использовал слиток в качестве пресс-папье.
Дальнейшие судьбы «золотой» подлодки и ее командира сложились по-разному. Фенно покинул «Траут» в июне 1942-го. Воюя на других субмаринах, он был неоднократно награжден и дожил до конца войны. «Траут» же со всем экипажем пропала без вести в феврале 1944-го, во время своего 11-го похода.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".


