15 мая 2025
USD 80.22 -0.33 EUR 90.38 +0.69
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. Финляндия откажется от "царского" стандарта железных дорог ради военной мобильности
Зарубежье Финляндия

Финляндия откажется от "царского" стандарта железных дорог ради военной мобильности

Финляндия рассматривает возможность изменения ширины железнодорожной колеи с российского стандарта (1524 мм) на европейский (1435 мм). Как сообщает Yle со ссылкой на министра транспорта и связи Лулу Ранне, этот шаг направлен на повышение военной мобильности и улучшение транспортного сообщения со Швецией и Норвегией.

Железная дорога

Железная дорога в Финляндии (архивное фото)

©Elisa Putti / Shutterstock/Fotodom

"Решение сузить колею нужно для повышения безопасности грузов и военной мобильности, а также для развития трансграничных связей со Швецией и Норвегией", – заявила Ранне.

Евросоюз готов частично финансировать проект, покрывая до 50% расходов на планирование и 30% на строительство. Однако, по словам министра, реализация инициативы вряд ли начнется раньше конца 2030-х годов. Окончательное решение правительство Финляндии должно принять до 27 июля.

Ранее ERR сообщало, что страны Балтии столкнулись с задержками в реализации проекта Rail Baltica – железной дороги, которая должна соединить Литву, Латвию, Эстонию и Польшу. Первоначально планировалось завершить строительство к 2030 году, но из-за нехватки финансирования Латвия сможет закончить свою часть маршрута только к 2035 году. Проект среди прочего предназначен для переброски войск НАТО и эвакуации населения.

В Кремле неоднократно опровергали заявления о возможной агрессии России в отношении западных стран. Президент Владимир Путин называл подобные утверждения "чушью".

Железнодорожная колея шириной 1524 мм, известная как "царская колея", появилась в Финляндии как наследие Российской империи, в составе которой страна находилась до 1917 года. Этот стандарт был введен в России в 1837 году при строительстве первых железных дорог и составлял ровно пять футов (1524 мм). Выбор такой ширины объяснялся военно-стратегическими соображениями: широкая колея затрудняла потенциальному противнику использование своих поездов в случае вторжения. Когда в 1860-х годах в Великом княжестве Финляндском началось строительство железных дорог, использовался российский стандарт. В Европе была более узкая колея – 1435 мм. Именно этот стандарт, предложенный еще "отцом железных дорог" Джорджем Стефенсоном, стал международным благодаря раннему развитию железнодорожного транспорта в Великобритании и его активному распространению в Западной Европе.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".