- О новом сроке и преемнике
- Об отношениях с Россией
- О главных союзниках Белоруссии
- О войне в воздухе
- О втягивании Белоруссии в войну
- Об угрозе Прибалтике и учениях "Запад-2025"
- О мирных перспективах
- Об участии в переговорах США
О новом сроке и преемнике
Лукашенко не планирует выдвигаться на новый президентский срок.
"Нет, я сейчас уже не планирую, уже не планирую", – сказал он.
Белорусский лидер опроверг информацию о том, что его преемником на посту президента может стать младший сын Николай.
"Нет, он не преемник. Я так и знал, что ты хочешь спросить. Нет, нет, нет. Вот ты у него спроси – ты его можешь так сильно обидеть этим", – подчеркнул он.
Белорусский президент допустил, что его сменщик будет проводить другую политику. Он, впрочем, выразил пожелание, чтобы тот не начинал все сразу ломать, а двигался бы по пути эволюционного развития. Впрочем, "если он убедит общество, что надо идти к какому-то другому состоянию, ради бога".
Об отношениях с Россией
Между Белоруссией и Россией сохраняются тесные отношения, которые сложились исторически и закреплены в многочисленных документах.
"Россия уже во все свои документы включила: «Нападение на Беларусь – это нападение на Россию». Точно так и у нас. Нападение на Россию – это нападение на Беларусь. Поэтому у нас теснейшие отношения. Разорвать их никто не может, особенно болтуны Европейского союза", – подчеркнул Лукашенко.
Он задается риторическим вопросом: "Разве кто-то может обеспечить замену энергоносителей из России?" И сам отвечает: "Нет. Даже с практической точки зрения никто не может".
О главных союзниках Белоруссии
Ключевыми союзниками Минска остаются Россия и Китай, указал Лукашенко.
"Вы знаете, что мой младший сын учится в Китае. У нас установились с ними уже такие, знаете, семейные, можно сказать, отношения", – сказал он.
Вместе с тем Минск стремится развивать дружественные отношения и с другими своими соседями, ведь их не выбирают.
"Я с ними должен иметь отношения. Я и россиянам об этом говорю. И потом, у меня же и интересы есть какие-то в этих государствах. В том же Европейском союзе. И даже в далекой Америке есть свои интересы. Прежде всего экономические. Дипломатического характера. Что тут плохого? Это естественно", – полагает белорусский президент.
О войне в воздухе
Белорусский президент считает, что хорошим первым шагом к полному прекращению огня могло бы стать воздушное перемирие.
Он подчеркнул, что нет оснований винить Россию в "кровожадном" стремлении бомбить мирные города. Напротив, российский лидер Владимир Путин готов отказаться от ударов по украинской территории, но необходима взаимность.
"Не надо тут говорить о том, что Путин бомбит мирных, – сказал Лукашенко. – А что, Зеленский разбирается в том, куда полетит беспилотник и прочее? Они на нашу территорию то с одной, то с другой стороны залетают, где-то полсотни мы уже зафиксировали".
"Говорить о том, что мирные города, бьет по мирному населению Россия, а украинцы такие пушистые, в белых перчатках, – это несправедливо", – подчеркнул белорусский лидер.
О втягивании Белоруссии в войну
Если Белоруссия ввяжется в противостояние России и Украины, это приведет для нее к тяжелым военным и политическим последствиям, подчеркнул Лукашенко: "Это будет повод для ввода на Украину вплоть до натовских войск. Под видом наемников туда пойдут люди в огромном количестве: немцы, французы, англичане и другие, поляки – это факт. И нам придется здесь вести войну против уже натовских войск".
В том числе, по словам Лукашенко, не было никакой необходимости и в участии белорусских войск в освобождении Курской области.
"Вы знаете, это же не нападение Украины на Россию. Это вы так, может быть, рассматриваете. Идет война, произошло столкновение. Идут бои, и в результате этих боев одни туда заходят, другие – сюда. И потом, мы прекрасно же оценивали ситуацию: не было необходимости нам там участвовать".
Об угрозе Прибалтике и учениях "Запад-2025"
Александр Лукашенко опроверг слухи о возможности нападения Белоруссии на Польшу и Прибалтику. Он подчеркнул, что для борьбы с этими слухами было даже принято решение об обводе войск вглубь страны.
"Мы всем доказали, что не собираемся нападать там и что учения будем проводить в центре, в глубине Беларуси. Чтобы вам не дать повода и дальше нас упрекать в том, что мы собираемся нападать как минимум на страны восточного Евросоюза – на Польшу, страны Балтии, а тем более на Украину", – сказал он.
По мнению белорусского президента, не собирается воевать с Западом и Путин – если, конечно, там не натворят "каких-то глупостей".
"Это глупость полная. Поверьте, этого нет. Я знаю это точно. Нет у Путина и у военно-политического руководства России таких целей – воевать против НАТО. Это глупо было бы. В обозримом будущем – точно. Ну, если вы каких-то глупостей не натворите… Нам всего хватает здесь", – сказал он.
О мирных перспективах
Лукашенко выразил уверенность, что в случае, если пройдут разумные переговоры и обе стороны согласятся на уступки, "Россия никогда больше не будет воевать с Украиной. Никогда".
При этом он допустил создание между Россией и Украиной демилитаризованной зоны, но надеется, что до этого не дойдет. По мнению белорусского лидера, демилитаризованная зона – "это ужас".
Лукашенко убежден в том, что Путин и российское общество хотят мира и готовы к переговорам.
По его мнению, у российского лидера также есть определенные ошибки и он наверняка о многом жалеет, но реалии есть реалии.
"И Путина также упрекаю. То, что я тебе не говорю, это не значит, что я не упрекаю, – заявил Александр Лукашенко. – И у Путина ошибки определенные. Уверен, что он о многих вещах сожалеет, о многих. Но реалии есть реалии, и давайте из этих реалий исходить".
Об участии в переговорах США
Лукашенко счел неуместным ультимативный подход Дональда Трампа к российско-украинскому урегулированию.
"Так не делается: «Я пришел, сказал, 50 дней дал». Это не Иран, чтобы взял и сбросил три бомбы, а потом отчитался: «Все, больше не буду. Давайте, мужики, будем мириться». Надо встречаться, надо разговаривать", – указал президент.
Лучше было бы, по мнению Лукашенко, собраться где-нибудь втроем: "Трамп, Путин – договоритесь в первый день и пригласите Зеленского. В первый день поговорить о российско-американских отношениях, а во второй – по этой проблеме. Пригласите Зеленского, положите на стол: вот воздушное перемирие".
Белорусский лидер допустил возможность таких переговоров в Минске.
"Хотите, я возьмусь за это. Американская часть, российская. Я готов за это взяться, подготовить эту встречу. Во имя мира. И вот давайте начнем готовить – посмотрите, как Зеленский поступит. Он будет упираться: «Я категорически против!»".