"В Чёрном море, где по-прежнему существует высокий уровень риска, мы решительно продолжаем нашу работу на национальном и на многонациональном уровне для обеспечения безопасности судоходства и устранения минной угрозы", – приводит слова Гюлера ТАСС 11 декабря 2025 года, в четверг.
Утверждается, что принимаются "необходимые меры для обеспечения безопасности наших морских зон и критически важных подводных и надводных сооружений".
Кроме того, турецкие авиация и флот продолжают непрерывное наблюдение за ситуацией.
Подчеркивается при этом, что Анкара строго соблюдает Конвенцию Монтрё. После начала СВО Турция проинформировала Москву и Киев о вступлении в силу 19-й статьи конвенции, закрыв тем самым доступ в проливы для военных кораблей.
Почему возник вопрос о безопасности судоходства?
Вечером 28 ноября произошел пожар на танкере Kairos, следовавшем в Новороссийск, в 28 милях (около 45 км) от турецкого побережья у острова Кефкен. Экипаж из 25 человек был эвакуирован. Российских граждан на борту не было, сообщили в посольстве России в Стамбуле.
Позже экипаж танкера Virat сообщил о задымлении на судне в 35 морских милях (около 65 км) от побережья Турции. На борту находились 20 человек. Утром 29 ноября Virat подвергся новой атаке, которую, по словам турецкого министра транспорта Абдулкадира Уралоглу, осуществили беспилотники.
Как утверждают в Киеве, атака на танкеры представляла собой совместную операцию 13-го главного управления военной контрразведки СБУ и Военно-морских сил Украины.
1 декабря президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что конфликт на Украине угрожает безопасности судоходства в Чёрном море, а атаки на танкеры указывают на его обострение. Эрдоган отметил, что нападения на торговые суда в исключительной экономической зоне Турции отражают тревожную эскалацию и угрожают судоходству, жизни людей и экологической безопасности. Он подчеркнул, что такие действия оправдать невозможно.
2 декабря танкер Midvolga 2, перевозящий подсолнечное масло по маршруту из России в Грузию, подвергся атаке в 80 милях (около 129 км) от турецкого побережья.
4 декабря в турецкий МИД пригласили посла Украины Наримана Джелялова и российского поверенного в делах Алексея Иванова – до их сведения довели озабоченность Анкары происходящим в Чёрном море.
7 декабря стало известно о переносе минимум на неделю запуска пассажирского парома Трабзон – Сочи из‑за соображений безопасности в акватории.
Также 7 декабря поврежденный в результате атаки 28 ноября Kairos сел на мель у болгарского побережья.

