Фон дер Ляйен подчеркнула, что в мировой экономике ускоряется системный сдвиг – инструменты силы все чаще носят экономический, технологический и финансовый характер. В этой логике Евросоюз готовит полный пересмотр подходов к экономической и национальной безопасности, рассчитывая нарастить способность предугадывать риски, быстро действовать и координировать инструменты политики.
Снятие узких мест и упрощение регулирования
Приоритет – восстановление темпов роста, снятие узких мест и упрощение регуляторной среды. Предполагается "радикально ускорить завершение формирования Единого рынка", а также точечно устранить барьеры, сдерживающие конкурентоспособность: от цен на энергию до доступа к инвестициям и частному капиталу. Вводится "режим срочности" в реализации реформ, а крупная программа "упрощения" направлена на сокращение дублирования требований, уменьшение сложности правил и объема отчетности.
Ставка делается на сильные стороны Европы: устойчивость Единого рынка, индустриальную базу и инновационную экосистему, включая стартапы в квантовых технологиях, ИИ и биотехнологиях. Подчеркивается институциональная устойчивость, приверженность верховенству права, высокая планка образования и исследований, квалифицированная рабочая сила и развитая инфраструктура – факторы, делающие ЕС "уникально сбалансированной моделью". Вместе с тем признается "проблема масштаба": стартапы, достигая стадии роста, часто сталкиваются с дефицитом риск-капитала и уходят к иностранным инвесторам, что означает "утечку богатства и суверенитета".
Создание "28-го режима" для инновационных компаний
Чтобы сломать фрагментацию и снять регуляторные барьеры в 27 странах-членах, Еврокомиссия готовит так называемый "28-й режим" для инновационных компаний – "одно простое правило для всего Европейского союза". Параллельно ускоряется работа с частным капиталом и внедряются новые модели финансирования, в том числе с участием частных инвесторов через Scaleup Europe Fund, чтобы больше "инвестиций выбирало Европу".
Фокусная поддержка ограниченного круга секторов
Подчеркивается связка экономической и национальной безопасности: разграничение между ними "размылось и фактически они слились", что подтверждают рост экспортного контроля, тарифов и нетарифных мер, использование глобальных цепочек поставок как инструмента давления и атаки на сектора – от энергетики и данных до продовольствия и технологий. Болевой точкой названа чрезмерная зависимость от российского нефте- и газового импорта, проявившаяся после начала войны против Украины.
В ответ Европа продвигает "Made in Europe" – стратегию фокусной поддержки ограниченного круга секторов, критичных для экономической и национальной безопасности. В нее входят резкий разворот в сторону увеличения оборонных расходов, завершение реформ энергосистем и источников снабжения, обновление промышленной политики и заключение новых экономических и инвестиционных партнерств по всему миру. Ключевой принцип – дерискинг в наиболее чувствительных областях и повышение автономии континента.
RESourceEU
Острым вызовом названы решения Китая по ужесточению экспортного контроля на редкоземельные элементы и материалы для аккумуляторов. Заявлено, что принятые Пекином 9 октября меры несут "значительный риск", поскольку "по существу затрудняют" развитие индустрии редкоземельных в третьих странах, подрывая устойчивость глобальных цепочек поставок. В ЕС более 90% потребления редкоземельных магнитов покрывается импортом из Китая, а значит риски ложатся на стратегические отрасли – от автопрома и промышленных электродвигателей до обороны и аэрокосмики, а также от чипов ИИ до дата-центров. В краткосрочной перспективе ЕС сосредоточен на поиске решений с китайскими контрагентами, но "готов использовать весь инструментарий" и координироваться с партнерами по G7.
Структурным ответом на сырьевые угрозы станет новый план RESourceEU по образцу REPowerEU, который помог пройти энергетический кризис. Его цель – обеспечить доступ к альтернативным источникам критического сырья в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе для европейской индустрии. Базовым элементом названа циркулярная экономика (экономика замкнутого цикла) не "ради экологии", а ради извлечения критического сырья, уже содержащегося в товарах, проданных в Европе. По ряду технологий переработки компании способны возвращать до 95% критических материалов из батарей, что одновременно снижает отходы и укрепляет ресурсную безопасность. Среди инструментов – совместные закупки, создание запасов, наращивание инвестиций в стратегические проекты по добыче и переработке сырья в ЕС.
Внешний контур включает ускорение развития партнерств по критическому сырью с Украиной, Австралией, Канадой, Казахстаном, Узбекистаном, Чили и Гренландией, а также финансирование проектов по всему миру через Global Gateway. Подчеркивается отход от традиционной европейской "осторожности": в "безжалостной" мировой экономике выигрывает скорость, и повторять ошибку зависимости, как в энергетике, в области критических материалов "не намерены".
Наряду с сырьевыми инициативами Евросоюз усиливает торговую сеть, чтобы открывать растущие рынки, повышать экономическую безопасность и обходить "узкие места" в цепочках поставок. Отмечается, что в прошлом году достигнуты новые торговые соглашения с Mercosur, Мексикой, Индонезией и Швейцарией; ведутся переговоры с Индией с намерением "завершить до конца года", продвигаются контакты с Филиппинами, Таиландом, Малайзией и ОАЭ. Евросоюз намерен "использовать свой геоэкономический вес" для продвижения собственных интересов и закрепления позиции в новой конфигурации мировой экономики.
Необходимость перезагрузки
Европейские институты призваны "думать стратегически, предвосхищать и действовать быстро", чтобы адаптировать системы к шокам и обеспечивать устойчивость. Аргументация строится на том, что "мир меняется быстрее, чем политики", а значит, моделям управления и принятию решений необходимо перезагрузиться под реальность перманентной турбулентности.
Подчеркнуто, что прежние надежды эпохи глобализации и низких тарифов, закрепленные 30 лет назад созданием Всемирной торговой организации и расширением многосторонней торговли после вступления Китая в ВТО, сменились конфронтацией: кража технологий, враждебные инвестиции, экспортный контроль и субсидии превратились в норму конкурентной борьбы. И это требует адекватного ответа.