"Мы продолжаем внимательно изучать опыт других государств, где смертная казнь отменена, и готовы взаимодействовать с теми, кто заинтересован в уважительном и профессиональном диалоге", – отметил дипломат.
Дапкюнас напомнил, что смертная казнь как высшая мера наказания сохранилась в белорусском законодательстве по итогам референдума 1996 года. За ее сохранение выступили больше 80% избирателей. С тех пор, по его словам, общественное мнение по этому вопросу "существенных изменений не претерпело".
Также Дапкюнас отметил, что на практике такой приговор выносится очень редко.
Так, в 2020-2021 годах, и в 2023-2024 годах смертные приговоры в исполнение не приводились. В 2022 году такой приговор был вынесен только один раз, в отношении преступника, который умышленно убил двух пожилых людей.
В 2024 году президент Белоруссии Александр Лукашенко помиловал приговоренного к смертной казни гражданина ФРГ Рико Кригера, который был задержан во время выполнении задания украинских спецслужб по совершению теракта на Белорусской железной дороге.
Постпред указал, что в европейских странах Европы понятие гуманности трактуется иначе.
"Для вас, уважаемые западные коллеги, гуманность – это сохранение жизни лиц, совершивших чудовищные преступления", – отметил Дапкюнас.
Он добавил, что республика не нуждается в "уроках цивилизованности". Белоруссия идет собственным путем, "основываясь на национальном опыте и традициях, общественном запросе и принципах справедливости", заключил Дапкюнас.
Белоруссия – последняя европейская страна, где до сих пор применяется смертная казнь. Тех, кому вынесен такой приговор, расстреливают. Высшая мера наказания не может быть назначена женщинам или мужчинам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет либо достигшим ко дню вынесения приговора 65-летнего возраста.
В июле 2024 года президент Белоруссии Александр Лукашенко принял решение о помиловании гражданина ФРГ Рико Кригера. Тот был признан виновным по шести статьям уголовного кодекса и приговорен к смертной казни. В частности, было установлено, что немец совершил акт терроризма, сотрудничал со спецслужбой органов безопасности зарубежного государства, совершал действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности республики. Кригер не стал обжаловать судебное решение, но позже попросил у Лукашенко помилование.