5 ноября 2025
USD 80.89 -0.09 EUR 93.38
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. В ЕС назвали претендентов на членство с лучшими шансами

В ЕС назвали претендентов на членство с лучшими шансами

Еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос представила 4 ноября 2025 года, во вторник, отчет о процессе подготовки вступления в ЕС стран-кандидатов (2025 Enlargement Package). Отмечается, что год оказался результативным для взаимодействия со странами-кандидатами и подтвердил: реформы приносят ощутимые результаты. Прогресс Черногории, Албании, Молдовы и Украины назван ориентиром для всех участников процесса.

В ЕС оценили ход подготовки кандидатов к вступлению

©rarrarorro/Shutterstock/Fotodom

Два ключевых принципа расширения

Обозначены два взаимосвязанных столпа дальнейшего расширения. Во‑первых, будущие члены должны быть готовы к обязанностям, вытекающим из членства. Во‑вторых, ЕС должен подготовиться к работе в расширенном составе. С учётом темпов отдельных кандидатов успешное расширение рассматривается как реалистичная перспектива в ближайшие годы. Сформулированы амбициозные ориентиры: Черногория намерена завершить переговоры к концу 2026 года, Албания – к концу 2027 года, Молдавия и Украина – в 2028 году. В Еврокомиссии подчёркивают, что важнее не сроки как таковые, а настрой на результат, и фиксируют: в текущем цикле эти четыре страны подкрепили свои амбиции конкретными действиями.

Цели расширения

Курс на расширение призван укреплять безопасность, защищать демократические ценности и обеспечивать стабильность на европейском континенте. Подчёркивается необходимость более тесной работы с соседними государствами на основе общих принципов и единых стандартов, поскольку завершение общеевропейского объединения рассматривается как ключ к миру, свободе и процветанию, а также к "независимому голосу" Европы в мире.

Поэтапная интеграция

Параллельно ЕС расширяет практику поэтапной интеграции. Задействованы такие инструменты, как Фонд в поддержку Украины (Ukraine Facility) и Планы роста для Западных Балкан и Молдавии. Эти механизмы отражают геополитические реалии и допускают участие стран-претендентов в отдельных политиках и программах ЕС ещё до вступления – при условии соблюдения критериев. Уже есть ощутимые результаты в энергетике – например, договоренности по энергетической устойчивости с Украиной и Молдовой предусматривают их полноправную интеграцию в энергорынок ЕС к 2027 году. Продвигается работа по сближению с техническими стандартами и режимами сертификации ЕС, что расширяет Единый рынок и укрепляет панъевропейские цепочки создания стоимости. Ряд кандидатов присоединились к общеевропейской платежной зоне (SEPA), есть прогресс по роумингу.

Ситуация по отдельным странам

  • Черногория остаётся наиболее продвинутым кандидатом. Страна добилась ощутимых результатов и сохраняет стратегическую приверженность европейскому курсу на ЕС. С момента предыдущего отчёта прошли две межправительственные конференции, на которых было предварительно закрыто четыре значимых вопроса; ожидаются новые подвижки в текущем году.
  • Албания показала беспрецедентную динамику после первой межправительственной конференции в октябре 2024 года. Такая траектория отражает устойчивую политическую волю Тираны и поддержку европейского курса в обществе. Албания углубила реформы по "фундаментальному" кластеру и готовится представить промежуточные контрольные показатели по нему до конца года.
  • Молдавия ускорила движение по пути присоединения и существенно расширила сотрудничество с ЕС на фоне продолжающихся "гибридных угроз" и попыток "дестабилизации её европейского курса".
  • Украина, несмотря на вызовы, связанные с продолжающимися боями, последовательно продвигается по европейской повестке и реализует ключевые преобразования. Уже предпринятые шаги закладывают основы для восстановления и создают пространство для большего участия частного сектора. Особо выделяется необходимость удержать темп и не допустить отката, прежде всего в антикоррупционной сфере.
  • Сербия. Власти декларируют стратегическую цель вступления в ЕС, но реальная скорость внедрения реформ заметно снизилась. Фиксируются отдельные позитивные подвижки, однако Белграду необходимо обеспечить явный прогресс по всему спектру требований, прежде всего – по "фундаментальным". Требуется дальнейшее последовательное и более тесное соответствие единой внешней политике, более проактивная и объективная коммуникация о процессе присоединения и отказ от антиевропейской риторики.
  • В Боснии и Герцеговине год ознаменовался политической турбулентностью – завершением работы правящей коалиции и паузой в реформах. При этом в сентябре 2025 года страна представила в Комиссию свой план реформ для согласования. После недавних институциональных изменений в Республике Серпской открывается окно возможностей для продвижения по европейскому треку – в первую очередь за счёт принятия законов о судебной реформе.
  • Северная Македония полностью следует единой внешней политике, продолжается техническая проработка "дорожных карт" и плана действий, но за год не были предприняты решающие шаги в переговорном процессе. Для дальнейшего движения необходимо внести поправки в Конституцию в соответствии с выводами Совета от 2022 года.
  • Косово подтверждает приверженность европейскому пути, однако прогресс затормозили внутриполитические факторы – выборы и затяжной политический тупик.
  • Турция остаётся страной-кандидатом и ключевым партнёром, разделяющим с ЕС стратегические интересы в Восточном Средиземноморье и в регионе Чёрного моря, где продолжается совместная работа. В то же время "продолжающееся ухудшение ситуации с демократическими стандартами, верховенством права, независимостью судебной системы и уважением фундаментальных прав" вызывает серьёзную обеспокоенность. Переговоры о вступлении находятся в состоянии стагнации с 2018 года.
  • В Грузии ситуация "резко ухудшилась", зафиксирован "серьёзный откат в демократии", стремительная "эрозия верховенства права" и "серьёзные ограничения фундаментальных прав". С учётом выводов Совета прошлого года, согласно которым действия правительства де-факто привели к остановке предподготовительного процесса, и продолжающегося отката по фундаментальным критериям, Комиссия рассматривает Грузию как "страну-кандидата лишь по имени".

Ранее сегодня стало известно, что Еврокомиссия рассматривает идею "испытательного срока" для новых членов ЕС на несколько лет в рамках гарантий против отхода от демократических стандартов после вступления.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

Метки: Евросоюз