На объекте в долине Цзытун в провинции Сычуань наблюдается строительство бункеров и укреплений, а также признаки работы с опасными материалами. Часть опрошенных экспертов полагает, что подземные укрытия могут использоваться для испытаний взрывчатых веществ, однако единого мнения о назначении объектов нет.
"Мы не знаем, сколько боеголовок было произведено, но видим расширение завода", – сказал физик Хуэй Чжан, подчеркнув ограниченность данных, которые дают космические снимки.
Существенные изменения отмечены и в долине Пиндун. По оценкам специалистов, там может изготавливаться плутониевый сердечник ядерных боеголовок. На площадке появились новые системы вентиляции и отвода тепла, при этом рядом продолжаются строительные работы.
Эксперт по геопространственной разведке Ренни Бабиарз, проанализировавший снимки для The New York Times, связал наблюдаемые процессы с долгосрочными амбициями Пекина: "Изменения, которые мы видим на этих объектах, соответствуют цели Китая стать глобальной сверхдержавой. Ядерное оружие – неотъемлемая часть этого". По его словам, темпы преобразований на ряде узлов ускорились примерно с 2019 года.
Издание со ссылкой на данные Пентагона указывает, что к концу 2024-го у Китая было более 600 ядерных боеголовок, а к 2030 году их число может достигнуть тысячи.
Вашингтон выражает обеспокоенность влиянием растущего арсенала на курс Пекина по Тайваню. По мнению бывшего заместителя помощника министра обороны США по вопросам Китая Майкла Чейза, Пекин стремится к положению, при котором он будет "в значительной степени невосприимчив" к ядерному принуждению со стороны США.
Заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Томас ДиНанно обвинил КНР в проведении тайных ядерных испытаний. Одно из них, по его словам, состоялось в 2020 году. Пекин в ответ обвинил США в раздувании так называемой китайской ядерной угрозы.
В настоящее время крупнейшие ядерные арсеналы остаются у России и США – на них приходится свыше 90% ядерного оружия в мире. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), у России на январь 2025 года было 4309 боеголовок, у США – 3700. Франция и Британия располагают 290 и 225 боеголовками соответственно и не имеют тактических зарядов. Для Китая SIPRI оценивает арсенал в 600 боеголовок.