По словам директора по маркетингу "Авилона" Андрея Каменского, в 2024 году в России закрылось около 450 шоу-румов, в январе-июне 2025 года – еще 200. Если не произойдет снижения ключевой ставки еще на 3-4 процентных пункта, эта тенденция сохранится и, возможно, даже захватит крупных игроков.
Каменский полагает, что дилерский бизнес проходит масштабную трансформацию – производители делают ставку не на доходность дилеров и выстраивание долгосрочных отношений, но на захват рынка любой ценой. В результате финансовые потери несут все стороны, кроме покупателя.
Директор департамента продаж новых автомобилей "Рольфа" Николай Иванов говорит о перестоке (высоком уровне запасов), повышенной ключевой ставке, низком спросе. Кроме того, отмечает он, "мы привезли в начале года продукцию параллельного импорта по одному курсу, а рубль стремительно начал укрепляться".
Гендиректор "Аларм-Моторс" Роман Слуцкий обращает внимание на то, что в июле-августе и особенно в сентябре ситуация изменилась к лучшему. Это связано с:
- ростом спроса;
- "выходом" населения из депозитов;
- анонсированным повышением утильсбора;
- дефицитом ряда популярных моделей;
- уменьшением расходов на склады.
"Однако ни о каких значительных доходах в этом году дилеры мечтать не могут. Хочу сказать, что несколько успешных месяцев не способны перекрыть убытки целого года. Заработать можно, только выиграв месяц-другой времени у менее расторопных конкурентов", – говорит Слуцкий.
Гендиректор "АвтоСпецЦентра" Андрей Терлюкович констатирует, что рынок очень нестабилен.
1 апреля сообщалось, что резкое снижение цен на автомобили китайских брендов BAIC и Kaiyi привело к убыткам для российских дилеров. По словам представителей отрасли, производители стали отпускать авто по искусственно заниженным ценам.
8 июля президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Алексей Подщеколдин рассказал, что российский авторынок движется к системному кризису. Продажи падают, машины стареют, доступность новых автомобилей снижается до минимума. По его словам, если государство не вмешается и не изменит условия кредитования и налогообложения, итоги года будут тяжёлыми.
Высокая цена на автомобили в России формируется не за счёт наценок дилеров и производителей, уверяют в РОАД. Дилеры зарабатывают 3–5%, производители – 5–10%. До 1 млн. рублей в цене импортного автомобиля составляют государственные сборы. По сути, именно госрегулирование формирует цену, поэтому большинство компаний работают в убыток, считает Подщеколдин.