Коллекция шин осень-зима 2023: когда и на что менять резину
В России отмечают повышенный спрос на зимние шины
Аналитический сервис "Чек Индекс" опубликовал данные по продажам новых шин в России. По этим данным, с начала осени спрос на зимнюю автомобильную резину вырос на 11%, если сравнивать с показателями годовой давности.
Средняя цена на одну шину выросла за тот же период на 8% (до 6 т.р.), причем в столичном регионе рост оказался выражен еще сильнее – 12%, до 6,3 тысяч рублей. по сравнению с тем же периодом 2022-го, подсчитали в сервисе «Чек Индекс».
Спрос про запас
Эксперты уже назвали спрос ажиотажным. "Коммерсантъ" цитирует представителя "Платформы ОФД". По его словам, спрос стал расти еще летом. Одним из важнейших факторов эксперт назвал желание автолюбителей запастись новыми шинами на фоне постоянных колебаний курса рубля и общей ценовой нестабильности. Кроме того, прирост ритейла шин заметен и из-за роста продаж новых автомобилей в стране.
К похожим выводам пришли и опрошенные изданием представители сервисов. Еще летом люди закупали зимнюю резину впрок из-за опасений, что ближе к зимнему сезону падение курса национальной валюты вызовет скачок цен.
Те же тенденции отмечают и в ведущих маркетплейсах, сообщают "Известия". Ozon заявляет рост продаж на 35%, представители Wildberries заявляют о четырехкратном росте спроса в августе-сентябре 2023 года в сравнении с 2022-м.
Хватит всем
При этом все эксперты единодушны в оценке запасов резины: дефицита нет и не предвидится. Многие продавцы до сих пор реализуют запасы 2022 года. Больше это относится к верхнему ценовому сегменту, где покупатели чаще выбирают известные западные бренды.
Официально из России ушли Goodyear, Toyo, Dunlop, Nokian, Michelin, Continental, Bridgestone. Продолжает работу Pirelli, завод Nokian во Всеволожске переименован в Ikon Tires и также не останавливал производство, наращивает объемы Cordiant. Активно ввозят в страну корейские Hankook и Kumho. И, разумеется, все большее распространение получают китайские бренды, среди которых можно назвать Triangle, Sailun и Hifly.
Несезонность наказуема
С 1 сентября 2023 года, согласно постановлению Правительства РФ от 27.05.2023 №837 "О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" от 2 июня 2023 года, в России действуют штрафные санкции за езду на летних шинах зимой и зимних, и что важно подчеркнуть – шипованных – летом. Согласно тексту Постановления, за несоответствие сезона и специфики шины водителю грозит штраф в размере 500 рублей по статье 12.5 КоАП.
Следуя логике, если не сменить летний комплект на зимний (модели резины с индексами "М+S") до 1 декабря, штраф можно получить до 28 (29) февраля. Или же, если инспектор ДПС зафиксирует езду на шипованной резине с 1 июня по 31 августа. Однако, в постановлении ничего не сказано про ограничения на использование зимней фрикционной резины летом, так что, в теории, такие покрышки законны круглый год. Летние шины без маркировки "М+S" могут использоваться с марта по ноябрь. Зимние шипованные шины – c сентября по май.
Менять нельзя ездить
Чаще всего эксперты прибегают к стандартной рекомендации: менять летний комплект колес на зимний следует, когда среднесуточная температура снижается до +5°С. На многих современных автомобилях, как отмечает "КП", есть встроенные термометры, а электроника оповещает водителя, если температура падает ниже +4 °С, сообщая, что при движении стоит быть осторожнее.
Принято считать, что летняя резина теряет сцепные свойства, если температура опускается ниже + 7°С. Однако эксперты "Авторевю" частично опровергли эту теорию. В их испытаниях у летних шин тормозной путь на чистом асфальте при -7°С был сопоставим с результатом при положительной температуре – около 40 метров со 100 до 0 км/ч. Далее был замерен тормозной путь в тех же условиях, но уже на зимних шипованных покрышках. Он составил 53,6 м.
Но из этого ни в коем случае нельзя делать вывод, что на летней резине безопасно ездить зимой. Те же эксперты испытали те же шины на плотном укатанном снегу. Разница в длине тормозного пути была уже двукратной, причем в пользу зимнего комплекта: 112,6 против 213,8 м.
Летняя резина создана для езды по покрытию с хорошим коэффициентом сцепления. В силу этой специфики на типичных летних покрышках протектор сформирован так, чтобы пятно контакта было максимальным, но при этом имелись канавки для отвода воды. Если взглянуть на типичную летнюю шину, на ней, скорее всего, ярче всего выражены продольные канавки , поперечных же гораздо меньше. То есть, при прямолинейном движении на скользком покрытии летним шинам труднее зацепиться поперечными гранями протектора.
Поэтому если снег не выпал и дороги чистые и с хорошим покрытием, до наступления настоящих холодов езда на летней резине в мороз не опасна. Однако, никто не может гарантировать, что снег не пойдет в конце октября, поэтому особо затягивать с "переобувкой" не стоит. Как считает научный руководитель Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд, до 25 октября менять резину не целесообразно, потому что дневные температуры высокие. Устойчивый переход через отметку 0°C по климату в 2023 году ожидается в конце первой декады ноября.
Вторая жизнь
Многие автомобилисты в стремлении сэкономить обращают внимание на рынок шин с пробегом. Подержанные покрышки часто в разы дешевле новых. Такой вариант "переобувки" тоже имеет право на жизнь, однако, при выборе бывших в употреблении шин стоит быть внимательнее, поскольку добавляется много новых факторов риска.
Эксперты "За рулем" отмечают, что по ГОСТу, гарантийный срок эксплуатации шин составляет пять лет. Некоторые шинные бренды обещают сохранение свойств резины до 10 лет. Дата производства изделия расположена на боковине в виде четырех цифр, в которых первые две – номер недели, последующие – год выпуска. Таким образом, маркировка 0518 означает, что шина выпущена на пятой неделе 2018 года.
Шины старше 10 лет приобретать не стоит. Со временем на поверхности образуются микротрещины, теряется эластичность и износостойкость, ухудшаются показатели сцепления с дорогой. Оптимальный возраст б/у шин – до 5 лет.
Также издание предупреждает о недобросовестных продавцах, нередко предлагающих комплекты шин уже на дисках. Таким образом некоторые пытаются сбыть шины с критичными повреждениями, незаметными снаружи, например, с боковыми порезами. С ними эксплуатация резины крайне нежелательна и опасна. Поэтому, лучше отбирать варианты предложений, где резину можно осмотреть и снаружи, и изнутри.
Желательно, чтобы покрышки были сухими. Тогда будет виден цвет резины. У хорошо сохранившихся изделий он сохраняет черный оттенок. Белесые, коричневые пятна укажут на ненадлежащее хранение, которое, кроме эстетических недостатков, также может привести к ухудшению потребительских качеств.
Важнейший фактор – состояние протектора. По ГОСТу он должен быть не меньше 4 мм. Износ должен быть равномерным. Если на покрышке стерт внещний или внутренний край – она использовалась на автомобиле с неправильно установленными или неотбалансированными колесами. Таких вариантов также лучше избегать.
При покупке шипованной модели стоит обратить внимание и на выпавшие шипы. Если отсутствует больше трети, лучше поискать другой вариант.
Избежать большинства проблем можно, обратившись в компании, торгующие проверенной резиной и дающие гарантию и срок на возврат. Справедливая цена за хороший комплект с минимальным износом будет, в среднем, на треть ниже цены аналогичных новых шин.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".