Ситуация в экономике будет определяющей
Ситуация на рынке будет зависеть, прежде всего, от состояния экономики в условиях ужесточающихся и расширяющихся санкций. Негативно отразится и повышение налогов, тарифов, сборов.
"На продажи будут продолжать влиять известные всем факторы: ставки утильсбора, ключевая ставка ЦБ, курсы валют, инфляция и регуляторные меры правительства РФ. При этом, если плановый рост ставок утильсбора с 1 января неминуемо приведет к росту цен автомобилей, то эффект воздействия остальных факторов будет зависеть от их изменения в течение года в позитивном или негативном направлении", – говорит Пушкарёв.
В силу изменения правил расчета утильсбора был реализован опережающий спрос в объеме 50–60 тыс. машин, это должно привести к заметному проседанию продаж в первые месяцы 2026 года.
Что по запасам?
Ситуация со стоками была запрограммирована ранее. Во второй половине 2024 года, особенно осенью, дистрибьюторы и дилеры максимально наполняли склады автомобилями по "старым" ценам в ожидании новых ставок утильсбора с 1 января 2025 года. По итогам 2024 года был зафиксирован рекордный импорт новых иномарок – почти 925 тыс. единиц. При этом российские автопроизводители обеспечили максимальный с 2022 года выпуск – более 747 тыс. машин, а с учетом остатков 2023 года в складские запасы ушла не одна сотня тысяч автомобилей.
По итогам января – ноября импорт новых машин снизился в 2,5 раза относительно 2024 года, а динамика производства сходна с прошлогодней. Анализ продаж показывает, что основной объем чрезмерных стоков был реализован в 2025 году, и оснований для нового роста складских запасов к началу 2026 года не просматривается.
Каковы планы производителей?
Главный игрок – АвтоВАЗ – скорректировал план выпуска на 2025 год с 500 тыс. до 300 тыс. автомобилей и в конце сентября перешел на четырехдневную рабочую неделю. В начале 2026 года компания собирается вернуться на пятидневку и ориентируется на выпуск 400 тыс. машин.
Китайский бренд Haval в течение года регулировал месячные объемы выпуска на российском заводе, избегая накопления лишних запасов и компенсируя при необходимости дефицит спроса увеличением импорта. Базовый ориентир продаж Haval в 2026 году – около 180 тыс. автомобилей.
Оценить планы производства новых российских производителей и намерения ведущих китайских марок в отношении локализации пока сложно из‑за недостатка информации.
Каких ждать цен?
Соотношение спроса и предложения будет, как обычно, определяться ценой автомобиля.
Наблюдавшаяся в предыдущие месяцы динамика цен не позволяет ждать их снижения. Так, в январе 2025 года средневзвешенная цена автомобиля составляла 3,11 млн руб., в октябре – 3,42 млн руб., что соответствует росту на 310 тыс. руб., или 10%.
По данным НБКИ, в аналогичный период средний размер автокредита увеличился с 1,21 млн до 1,51 млн руб. – на 300 тыс. руб., или 25%.
В 2026 году рост цен на автомобили не остановится, даже если ЦБ существенно смягчит кредитно‑денежную политику. Доступность новых машин продолжает снижаться, и рынок, вероятно, близок к новому "потолку".
Днем ранее сообщалось, что по итогам ноября продажи легковых автомобилей в России сократились в годовом сопоставлении на 3%, до 127,9 тыс. единиц. Это позволило отечественному авторынку занять лишь 12-е место по объему продаж в мире. Однако в октябре Россия входила в топ-7, тогда в нашей стране было продано 165,7 тыс. легковых автомобилей, или на 3,2% меньше, чем годом ранее.


