Ямы и кочки: чем неровности дороги опасны для автомобиля
При движении по разбитой дороге водителю часто приходится выбирать – ехать по ямам или по кочкам. Оба типа неровностей могут привести и к потере контроля над автомобилем, и к поломкам его узлов.
Движение по ямам и кочкам по-разному влияет на автомобиль. Эксперты "Российской газеты" объяснили, как водителям лучше справляться с такими неровностями на дорогах.
Езда по ямам
При попадании колеса в достаточно широкую и глубокую яму водитель может потерять контроль над автомобилем. В худшем случае машину может даже развернуть поперек дороги. Опытные водители стараются не ехать быстро по дороге с выбоинами.
При попадании колеса в яму в первую очередь страдают покрышки. На них могут образовываться грыжи или проколы. В худшем случае возможны длинные продольные порезы, после которых шину уже нельзя восстановить.
Дальше могут пострадать колесные диски. Если затормозить непосредственно перед ямой и проехать ее с заблокированными колесами, то риск повреждения выше. Литые или кованые диски чаще трескаются, а штампованные – гнутся.
Проезд по ямам может повредить подвеску. Больше всего от плохой дороги страдают опоры стоек, сайлентблоки, стабилизаторы и их стойки. При ударе о край ямы могут деформироваться полуоси и ШРУСы.
Езда по ямам нередко приводит к поломкам рулевого управления. Гнутся тяги, разбалтываются наконечники, выходит из строя рулевая рейка. В худшем случае может даже сломаться рулевая колонка.
Проезд кочек и возвышений
При одинаковой скорости движения автомобиль получает больше повреждений при езде по кочкам, чем по ямам. От проезда резинового "лежачего полицейского" на скорости 60 км/ч подвеска и рулевое управление пострадают сильнее, чем от наезда на яму аналогичных размеров.
При проезде кочек, возвышений и "лежачих полицейских" в первую очередь страдают сайлентблоки и неподрессоренные рычаги. Потом ударная нагрузка передается на пружины и амортизаторы.
Как лучше проезжать неровности дороги?
Кочки и выбоины нельзя переезжать с нажатой педалью тормоза. Опытные водители тормозят за несколько метров перед препятствием. Подвеска разгружается, амортизаторы разжимаются, автомобиль более плавно проходит выбоину или кочку.
Мелкие ямы некоторые водители проезжают на относительно высокой скорости. Если она меньше диаметра колеса, то амортизаторы не успеют сработать и автомобиль "пролетит" над поврежденным участком дороги. Специалисты не советуют так ездить – высокая скорость на плохой дороге увеличивает нагрузку на подвеску, диски и шины. Чем тяжелее автомобиль, тем больше вреда наносит такая манера вождения.
Ответственность за дефекты на дороге
Если автомобиль попал в яму на дороге и получил повреждения, то в России это считается дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Если яма или выбоина на дороге, в которую попал автомобиль, превышает установленные ГОСТом размеры, водитель может получить компенсацию.
Для этого придется обратиться в суд. Повреждения автомобиля нужно зафиксировать в составленном сотрудниками ГИБДД протоколе. Пригодятся показания свидетелей, фото- и видеосъемка места ДТП и другие доказательства неподобающего качества дороги.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".