- Как сорвалось предложение Gunvor
- К чему уже привели ограничения
- Действие лицензии нужно продлить
- Каковы дополнительные риски на рынке
- Есть ли исключения?
- Размах бизнеса "Лукойла" порождает риски во множестве мест
- И даже США под угрозой?
Как сорвалось предложение Gunvor
Предполагалось, что дело решится продажей зарубежных активов "Лукойла" торговому дому Gunvor Group, однако сделка сорвалась после того, как в Минфине США назвали Gunvor "марионеткой" Кремля. Gunvor отказался от участия, и необходимость обеспечить непрерывность работы активов "Лукойла" стала более насущной.
"В настоящее время разворачивается целая гонка – нужно понять, что делать с зарубежными активами «Лукойла», – говорит Ричард Броунз из Energy Aspects. – В то время как у мировых рынков нефти достаточно хорошая подушка безопасности, чтобы справиться с любыми нарушениями поставок, в секторе переработки картина сильно отличается".
К чему уже привели ограничения
- "Лукойл" объявил форс-мажор на нефтяном месторождении Западная Курна – 2 в Ираке, которое дает около одной десятой общей добычи страны; для сохранения уровня производства управление добычей временно перешло к двум местным госкомпаниям.
- В Болгарии власти приняли меры к установлению полного контроля над принадлежащим "Лукойлу" крупнейшим в стране НПЗ, чтобы поддержать его функционирование и сохранить рабочие места.
- В Финляндии, по сообщениям местных СМИ, на отдельных автозаправках начали иссякать запасы топлива после того, как связанная с "Лукойлом" компания Teboil прекратила получать поставки. В самой компании на запросы о комментариях не ответили.
Действие лицензии нужно продлить
Ряд государств добивается от Вашингтона лицензии, которая позволила бы обеспечить продолжение работы предприятий "Лукойла" после 21 ноября; такое уже делалось ранее в отношении других российских активов, находящихся под санкциями. В противном случае может последовать эффект домино на рынках нефти и особенно нефтепродуктов, где баланс остается чувствительным к локальным сбоям.
- Болгарские чиновники ведут консультации с Минфином США с момента объявления рестрикций, стремясь сохранить работу НПЗ в Бургасе мощностью 195 тыс. баррелей в сутки – крупнейшего перерабатывающего завода в Юго-Восточной Европе, который уже долгое время безрезультатно пытаются продать.
- В Румынии, по словам источников, власти рассматривают возможность запросить перенос дедлайна; при этом национализация активов "Лукойла" в стране, в числе которых НПЗ Petrotel мощностью 50 тыс. баррелей в сутки, видится крайней мерой.
- В Молдавии правительство планирует приобрести у "Лукойла" топливный терминал для обеспечения бесперебойной работы аэропорта Кишинёва и запросило исключение для него из санкционных требований. По словам министра энергетики республики Дорина Джунгиету, правительство "ведет переговоры с «Лукойлом», чтобы поставки топлива не пострадали". "Теперь на компании лежит ответственность действовать быстро", – прокомментировал он.
Каковы дополнительные риски на рынке
Рынок нефтепродуктов особенно уязвим из‑за разрыва в ценах и сезонной динамики. В то время как баррель Brent торгуется около $60 за баррель, стоимость дизельного топлива держится около $95. Рост цен ускорился после введения санкций против российских компаний на фоне сезонных остановок НПЗ на плановое обслуживание, традиционно сокращающих предложение. Ранее, в октябре, в TotalEnergies SE указывали, что в котировках нефти может быть недооценено влияние ограничительных мер.
Есть ли исключения?
При этом некоторые операции выведены из‑под воздействия рестрикций. Например, сделки, связанные с поставками по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), получили общую лицензию, освобождающую их от ограничений. "Лукойл" владеет долями в двух месторождениях Казахстана, а также участвует в капитале КТК.
Размах бизнеса "Лукойла" порождает риски во множестве мест
Широкая международная сеть компании повышает регуляторные и коммерческие риски. Так, женевское трейдинговое подразделение Litasco столкнулось с отказами банков и контрагентов уже после объявления санкций. В Нидерландах у "Лукойла" есть миноритарная доля в НПЗ. В Италии компания управляет около 50 автозаправками, в основном на юге страны. Кроме того, у "Лукойла" есть договоренность на отбор части топлива с НПЗ ISAB на Сицилии для снабжения своей сети АЗС. Власти, по словам источников, внимательно следят за ситуацией.
И даже США под угрозой?
В Северной Америке насчитывается около 200 автозаправок под брендом Lukoil в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси и Пенсильвания. Это напоминает о том, что нефтяные риски в каком-то смысле ближе к Вашингтону, чем к Москве. Правда, эти АЗС лишь принадлежали "Лукойлу" – в 2009 году сеть была продана североамериканской компании Lukoil North America, которая работает по франшизе и не покупает нефть у российского гиганта.
"Сомневаюсь, что Вашингтон упростит для «Лукойла» адаптацию к санкциям, если только не возникнет угроза такого ограничения предложения нефти и/или нефтепродуктов, что мировые цены начнут расти", – комментирует Боб МакНэлли из Rapidan Energy Advisors.


