Шаг доброй воли
Казахстан отменил запрет на «перецепку» для российских и белорусских грузоперевозчиков
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) Казахстана заявили о решении в отношении российских и белорусских грузоперевозчиков. Суть его в том, что до 1 января 2023 года на них не будет распространяться государственный запрет на «перецепку» (то есть смену тягача при международной перевозке, – ред.). Как сообщили в МИИР РК, это решение казахстанской стороной принято «в качестве доброй воли в результате переговоров глав правительств России и Казахстана».
«Эффективное решение сложившейся ситуации»
В министерстве напомнили, что в целях защиты интересов национальных автоперевозчиков внутренним законодательством большинства стран мира введены ограничения по международным автомобильным перевозкам в/из третьих стран, в том числе на «перецепку». И Казахстан не стал исключением – ограничения введены в 2017 году специальным приказом министерства по инвестициям и развитию «Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении».
«За нарушение данных требований в РК предусмотрен административный штраф в размере 200 МРП (на водителей АТС) и 500 МРП (на юридических лиц). При этом требования, запрещающие «перецепку», в равной степени распространяются как на иностранных, так и на казахстанских перевозчиков», – пояснили в МИИР республики, добавив, что аналогичные ограничения действуют и в России. Это чётко прописано в приказе министра транспорта РФ от 14 октября 2015 года № 301 и в последующем новом приказе Минтранса РФ от 28 июля 2020 года № 259 «Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств». Штраф за нарушение данной нормы в РФ – 150 000 рублей.
Тем не менее, подчеркнули в ведомстве, недавно «в связи с нынешней геополитической ситуацией» российские и белорусские уполномоченные органы без уведомления казахстанской стороны приостановили действие требований о запрете «перецепки» до 1 января 2023 года, хотя в Казахстане это требование продолжает действовать.
«После обсуждения сообщения о приостановлении действия требований о запрете «перецепки», которое состоялось в ходе встречи глав правительств Казахстана и РФ 30 мая, казахстанской стороной проявлено понимание и в качестве доброй воли предложено эффективное решение сложившейся ситуации. Требование о запрете «перецепки» не будет действовать в отношении белорусских и российских перевозчиков до начала следующего года», – говорится в заявлении министерства.
Как следует из текста, опубликованного на сайте ведомства, в настоящее время компетентными государственными органами и организациями Казахстана и РФ проводятся соответствующие консультации, по результатам которых будут приняты взаимоприемлемые решения.
В министерстве отметили, что «законодательством республики не ограничивается возможность осуществления перегрузки при международных автомобильных перевозках в/из третьих стран», но для этих целей необходимо получить специальный разрешительный документ.
На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано порядка 40 компаний с общим парком транспортных средств в 3 тысяч единиц, которые обеспечивают перевозку грузов из Казахстана в европейские страны.
«Наращивать объёмы торговли несмотря на все трудности»
Напомним, то, что в сообщении МИИР дипломатично названо «нынешней геополитической ситуацией», подразумевает не что иное, как санкционное давление Запада на Россию и Беларусь. И в этой связи решение министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана об отмене запрета на «перецепку» в отношении белорусских и российских перевозчиков действительно выглядит как шаг доброй воли – добрососедский и союзнический не на словах, а на деле.
Комментируя его, президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин отметил его своевременность, тем более что в рамках Таможенного союза взаимодействие перевозчиков никто не запрещает.
«В свете антироссийских санкций решение не допускать европейских перевозчиков на территорию России, а просто разрешить им завозить грузы в приграничную зону, где они будут передаваться российской стороне, я считаю правильным. Думаю, оно поможет загрузить российских перевозчиков и в какой-то степени снять напряжение в связи с потенциальной угрозой безработицы.
То, что Казахстан разрешил «перецепы» для российских и белорусских перевозчиков – это безусловный шаг поддержки, обусловленный пониманием того, что «в трудную минуту нам надо всегда помогать друг другу». Возможно, европейские компании и дальше попытаются ограничивать перевозчиков из России. Нам надо месте с казахскими перевозчиками решать задачи, которые сейчас есть», – уверен В. Матягин.
Стоит отметить, что власти РК неоднократно заявляли, что не намерены присоединяться к санкциям против России, и в этом смысле этот шаг логичен и последователен. Например, глава казахстанского МИДа Мухтар Тлеуберди в интервью государственному телеканалу «Хабар» в начале апреля сказал, что республика «традиционно выступает против» санкций как «инструмента давления», за исключением санкций, наложенных Советом Безопасности ООН.
«Применение любых экономических или политических санкций, как показывает опыт, – не самый эффективный способ решения международных споров и конфликтов, поэтому Казахстан не намерен присоединяться к санкционному давлению на Российскую Федерацию и предпринимать какие-либо шаги, которые каким-либо образом ущемляли бы интересы России и противоречили духу нашего партнёрства», – подчеркнул министр, добавив, что, имея самую протяжённую в мире общую границу в Россией и будучи полноправным членом Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации, Казахстан намерен сохранить наработанный уровень торгово-экономического взаимодействия с российскими партнёрами.
Об этом говорил и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на майском саммите глав государств-членов ОДКБ. «Нет оснований для разочарования динамикой торгово-экономического сотрудничества и политического взаимодействия между нашими странами, – заявил он в ходе двусторонней встречи с Владимиром Путиным. – Товарооборот достиг 25 миллиардов долларов. Россия для Казахстана является основным партнёром в торгово-экономической сфере, поэтому задача, которую я ставлю перед нашим правительством, – это не только сохранение этой динамики и объёма торговли и инвестиций, но и наращивание, несмотря на все трудности, исходящие из современных геополитических реалий».
Добавим, что на той самой встрече 30 мая глав правительств Казахстана и России, после которой последовало заявление МИИР РК относительно «перецепки», обсуждалось как раз дальнейшее наращивание взаимной торговли и инвестиций.
«В текущем году, – сказал по итогам переговоров со своим российским коллегой Михаилом Мишустиным премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов, – положительная динамика сохраняется. За четыре месяца объём товарооборота вырос, составив 7,2 млрд долларов. Ведётся системная работа по развитию многоплановых экономических связей между нашими странами. В этом направлении видится важным своевременная реализация комплексной программы экономического сотрудничества на 2021-2025 годы».
По его словам, в республике уже реализовано 13 совместных знаковых проектов в промышленной сфере, при этом «в проработке находятся ещё 22 крупных проекта почти на 4 млрд долларов в таких отраслях, как машиностроение, металлургия и химическая промышленность».
В свою очередь глава правительства РФ Михаил Мишустин отметил важность сотрудничества с Казахстаном в условиях антироссийских санкций.
«Мы искренне дорожим нашей дружбой, добрососедскими отношениями, союзничеством с Казахстаном. Это особенно важно в нынешних непростых условиях, вызванных незаконными односторонними санкциями недружественных государств в отношении России. Несмотря на развязанную против нас санкционную войну, мы обеспечили стабильность экономики, сбалансированность курса рубля, активно занимаемся созданием новых производственных, логистических цепочек, формируем соответствующие условия для реализации перспективных проектов», – подчеркнул российский премьер-министр.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".