В сфере государственно-частного партнерства лидирует транспорт
Инструмент ГЧП и концессий дает мультипликативный эффект: на рубль бюджетных инвестиций приходится три-четыре рубля акционерного и заемного капитала, отмечает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития ведомства Наталья Морщихина.
"На 1 октября 2025 года находятся в стадии создания/эксплуатации или успешно завершены более 4,4 тыс. соглашений в сфере концессий и ГЧП. Суммарные инвестиции в эти проекты достигли 7,4 трлн руб., из которых около 72% – частные средства, что составляет около 5,3 трлн руб.", – говорится в сообщении министерства.
Доля инвестиций, направленных в транспортную отрасль, составляет около 66%. Это прежде всего проекты, связанные с высокоскоростными магистралями, развитием сети платных автодорог и городского электротранспорта. На втором месте находится ЖКХ – порядка 16%. Замыкает тройку лидеров социальная сфера – около 15% всех инвестиций.
"В 2022 и 2023 годов объем инвестиций составлял порядка 900 млрд рублей в год. По итогам 2024 года объем законтрактованных инвестиций в проекты ГЧП достиг исторического максимума и составил 2,3 трлн рублей за счет заключения крупнейшего в истории концессионного соглашения по строительству ВСМ. Это системный мегапроект, действительно инфраструктурный каркас. Он будет иметь огромный эффект для развития регионов и сопутствующих отраслей, для локальных инфраструктурных проектов и для экономики Российской Федерации в целом", – рассказала Наталья Морщихина.
По количеству соглашений о государственно-частном партнерстве при реализации инфраструктурных проектов лидируют:
- Амурская область – 344 соглашения;
- Тамбовская область – 214 соглашений;
- Республика Татарстан – 208 соглашений.
На первых местах по объему законтрактованных инвестиций находятся:
- Московская область – 391 млрд руб.;
- Санкт-Петербург – 353 млрд руб.;
- Нижегородская область – 323 млрд руб.;
- Москва – 320 млрд руб.
Трансформация рынка ГЧП и концессий
В 2025 году рынок ГЧП и концессий находится в стадии качественной трансформации, отмечается в сообщении. Идет работа по изменению законодательства в 2025 году, направленная на повышение качества оценки и мониторинга проектов, снижение случаев несбалансированного распределения рисков между государством и бизнесом, а также на более рациональное использование бюджетных средств. Для реализации этих задач государство начало привлекать госкорпорацию ВЭБ.РФ в качестве эксперта по оценке крупных проектов ГЧП стоимостью свыше 3 млрд руб.
"Также была доработана методика оценки эффективности проектов ГЧП. Теперь помимо анализа финансовых показателей она включает оценку обоснованности создания объекта, то есть насколько проект действительно соответствует существующему спросу на услуги или инфраструктуру", – сообщила Морщихина.
В 2026 году Минэкономразвития планирует распространить механизм оценки эффективности и на концессионные соглашения. По аналогии с проектами ГЧП ее будут проводить до момента принятия решения об их заключении. Для этого потребуется внести изменения в закон о концессиях и подготовить новую методику.