Наверх
19 октября 2021

Первая советская атомная подлодка пришла в Петербург

Первая атомная подлодка СССР К-3 «Ленинский комсомол»

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»

©Oleg Kuleshov / fleetphoto.ru

Первая советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский Комсомол" проекта 627, отправленная из Мурманска к месту вечной стоянки в музее военно-морской славы в Кронштадте, прибыла на Северную верфь в Санкт-Петербурге.

"Подводная лодка прибыла к нам. Здесь будет проведена операция по выводу лодки из плавучего дока "Свияга", – цитирует ТАСС представителя пресс-службы верфи 22 сентября. После вывода из дока субмарина будет отбуксирована в Кронштадт, где ее отреставрируют и музеефицируют. Предполагается, что музей военно-морской славы, центральным экспонатом которого станет подлодка К-3, откроется в 2023 году.

Как отмечает агентство, в настоящее время при активном участии ВМФ России и профессиональной общественности разрабатывается проект музеефикации подлодки. В Кронштадте для субмарины подготовят бетонное опорное основание и организуют операцию затягивания подлодки в здание музея. После этого будут проведены восстановительные работы по легкому корпусу и внутренним помещениям корабля.

К-3 "Ленинский комсомол" – первая советская и третья в мире, после американских "Наутилуса" и "Сивулфа", атомная подводная лодка – головной корабль проекта 627 "Кит". Она была заложена на заводе № 402 в Северодвинске (ныне известном как ПО "Севмаш") 24 сентября 1955 года и спущена на воду 9 августа 1957 года. В состав флота лодку передали в декабре 1958. В общей сложности в 1958-64 гг. ВМФ СССР получил 13 многоцелевых субмарин проекта 627 и 627А, предназначавшихся для борьбы с надводными кораблями и подлодками противника. Водоизмещение субмарины составляет 4750 т, скорость – 30 узлов. Лодки этого типа были вооружены 8 торпедными аппаратами и могли использовать как обычные, так и ядерные торпеды. Энергией субмарину обеспечивали два водо-водяных реактора ВМ-А, мощность главной энергетической установки на валах составляла 35 тыс. лошадиных сил. До середины 1980-х лодка активно использовалась, совершив ряд выходов на боевую службу. В 1991 году АПЛ К-3 была выведена из состава Северного флота.

В 2005 году К-3 была переведена на судоремонтный завод "Нерпа" (филиал Центра судоремонта "Звездочка"), для утилизации. Сотрудники предприятия высказали идею о переоборудовании подводной лодки в музей. Соответствующее решение главкома ВМФ было принято в 2010 году. Разработкой проекта модификации атомной подлодки в музейный экспонат занималось Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит", где разрабатывался проект 627. В ходе подготовки субмарины к музеефикации из ее корпуса был был вырезан реакторный отсек, замененный специально изготовленным муляжом.

В настоящее время в Кронштадте уже находятся несколько кораблей-музеев, включая ракетный эсминец "Беспокойный" проекта 956 и ракетный катер Р-47 "Тамбовский комсомолец" проекта 12411. В перспективе к ним присоединятся дизель-электрическая подводная лодка «Выборг» проекта 877, монитор "Стрелец" постройки 1863 года, а также экраноплан.

Самое читаемое
19.10.2021
18.10.2021