«Земля как единый компьютер к 2045 году – это не полумистический образ высшего разума. Речь о компьютерных системах, сводящих воедино множество алгоритмов. И это реально: если сейчас алгоритмы «Яндекса» прокладывают маршрут московским водителям, по сути, регулируя трафик в городе, то за 20 лет распространить это до масштабов планеты нетрудно», – сказал Кузнецов.
По его мнению, изобилие футурологических прогнозов в наши дни свидетельствует о том, что образ будущего снова становится позитивным после волны техно-разочарования конца XX – начала XXI веков. «Возрождения позитивистского идеализма 1960-х тоже не будет. Он был слишком философичным, сейчас же образы будущего замкнуты на теме технологий: мы снова уверовали, что все проблемы может решить некий чудо-девайс», – отметил эксперт.
Сохраняется спрос и на антиутопические прогнозы, поскольку они в принципе имеют больше шансов на воплощение, сообщила «Профилю» доктор филологических наук, профессор Любовь Кихней. По ее словам, главным сюжетом антиутопий XXI века станет экологическая катастрофа. «Сегодня не хватает историй о том, как люди живут в замусоренном мире и не могут из него выбраться. Разрушение биосферы из-за деятельности человека, доступ к плодородной земле и чистой воде – насущные проблемы, и роман-предостережение был бы востребован», – считает Кихней.
В то же время ни у одного прогноза нет шансов на то, чтобы сбыться в точности, уверен Евгений Кузнецов: «Рисуя будущее как усовершенствованное настоящее, прогнозисты не учитывают обратного влияния технологий на общество, возникновение у человека принципиально иных возможностей. Сейчас мы живем в мире, который никто не смог предвидеть, и наши потомки скажут то же самое».
Почему писатели-фантасты лишь отчасти угадали, какими станут общество и технологии в XXI веке, и повторят ли современные прогнозисты их ошибки, читайте в спецпроекте «Профиля» «Будущее зависит не от тебя».