Новую технологию защиты химреакторов от коррозии разработали в Томске
Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) разработали в 2025 году уникальную технологию нанесения антикоррозийных покрытий из фторопластов на металлические химические реакторы. Ее особенность в том, что покрытия можно наносить непосредственно на площадках потенциальных компаний-заказчиков, сообщает пресс-служба ТПУ.

(Иллюстрация)
©motorolka/Shutterstock/FotodomВ вузе отмечают, что металлические химреакторы активно используют в самых разных отраслях промышленности – от нефтеперерабатывающей и биохимической до пищевой, парфюмерной, лакокрасочной и фармакологической отраслей. Реакторы подвержены коррозии при эксплуатации в условиях агрессивных сред, высоких температур и давления. Это чревато выбросами опасных токсичных веществ, которые могут привести к техногенным авариям и экологическим проблемам. Также коррозия может ухудшать качество выпускаемой продукции из-за попадания в нее примесей.
Как правило, для защиты металлических химреакторов от коррозии используются покрытия на основе эмали. Специалисты ТПУ предложили использовать покрытия из фторсодержащих полимеров – фторопластов. Новая технология предполагает использование полимеров, инертных к агрессивным, щелочным средам, в том числе фторводородной кислоте. Такие покрытия более долговечны и подходят для разных производств. Особенно актуальными они становятся в малотоннажной химии.
Как отметила один из авторов разработки, директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Марина Трусова, фторопласты обеспечивают высокую стойкость покрытия к действию кислот, щелочей, органических растворителей, минеральных масел. Такие полимеры эффективны при температурах до +120°С.
Ноу-хау томских ученых – метод нанесения покрытий распылением. Делать это можно непосредственно на площадке компании-заказчика, что снижает расходы на монтаж и логистику.
Первая партия химических реакторов с антикоррозийными покрытиями из фторопластов была изготовлена по заказу производственной компании из Новосибирска. В перспективе возможна адаптация технологии под задачи другого производства, подчеркивают в ТПУ.
В марте 2025 года стало известно, что ученые Южно-Уральского государственного университета разработали технологию лазерного нанесения защитного сплава на поршни двигателей внутреннего сгорания. В отличие от традиционной индукционной наплавки, этот метод более точный и менее трудоемкий. Он увеличивает ресурс двигателя, позволяет контролировать толщину и структуру покрытия.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".