Как мозг стирает воспоминания: ученые узнали, есть ли пределы у нашей памяти
Многие полагают, что у мозга безграничная память. Однако, судя по последним исследованиям, Шерлок Холмс все-таки был прав: у нас не так много места для хранения воспоминаний.
Исследование провели ученые из Европейской лаборатории молекулярной биологии и университета Пабло Олавиде в Севилье. Статья об открытии опубликована в журнале Nature.
"В первый раз мы выявили путь, связанный в мозге с процессом забывания, активного стирания воспоминаний", – рассказал один из исследователей Корнелий Гросс. Оказалось, когда мы чему-то учимся, параллельно с усвоением новой информации мозг точно так же – активно – забывает старую.
На наиболее простом уровне обучение подразумевает создание ассоциаций, а также их запоминание. Работая с грызунами, Гросс и его коллеги изучали гиппокамп. Речь идет об отделе в мозге, который, как уже давно известно, помогает формировать воспоминания. Данные в него поступают по трем основным путям, и когда воспоминания укрепляются, связи между нейронами вдоль главного пути становятся сильнее.
Ученые заблокировали главный путь, тогда они выяснили, что мыши больше не могут усвоить условный рефлекс – они не ассоциируют звук с последующим событием, а также не предугадывают это событие. Однако, по словам экспертов, если грызуны усвоили рефлекс до блокировки, то они все равно могли получить доступ к воспоминанию, и это указывают на то, что доступ к уже сформированной памяти идет по иному маршруту.
Но блокировка главного пути обернулась необычными последствиями: связи вдоль него стали слабеть, то есть память начала стираться.
"Подобная простая манипуляция не должна была привести к подобному результату, – отмечает Аньес Груарт из университета Пабло Олавиде. – Когда мы стали проводить дальнейшие исследования, то узнали, что связи между нейронами ослабляются из-за активности в другом пути". Отмечается еще и то, что забывание происходит лишь в тех случаях, когда параллельно идет процесс обучения. Когда же исследователи закрывали основной путь к гиппокампу при других обстоятельствах, никакого ослабления связей не случалось. "Одним объяснением этого процесса является то, что мозг располагает только ограниченным пространством для хранения воспоминаний и усвоенным данным, – добавляет Гросс, – поэтому когда вы учитесь, вам нужно ослабить отдельные связи, чтобы дать место для других. Для того, чтобы усвоить новое, вам следует забыть что-то старое".
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".