- Фонари из тыквы
- Призраки
- Страшные костюмы
- Выпрашивание конфет
- Цвета: черный и оранжевый
- Зажигание свечей и костров
- Летучие мыши
- Хэллоуин в России
Фонари из тыквы
Фонари из овощей берут начало в Ирландии, но изначально их вырезали не из тыквы, а из репы. По легенде, Скупой Джек многократно ловил дьявола и отпускал его только при условии, что тот не допустит Джека в ад. После смерти Джек обнаружил, что и рай не принимает его душу, поэтому ему суждено вечно бродить по земле призраком. Дьявол дал Джеку горящий кусок угля, помещенный в выдолбленную репу, чтобы освещать путь. Ирландцы стали вырезать пугающие лица в репах, отпугивая злых духов; со временем традиция трансформировалась в вырезание тыкв.
Призраки
Связь праздника с призраками формировалась из представлений кельтов о Самайне как о переходе к новому году, совпадающем с окончанием жатвы и началом зимы: считалось, что в этот период духи приходят в мир живых. Позднее христианские миссионеры ввели День поминовения усопших 2 ноября, закрепив идею контакта живых с мертвыми в этот временной отрезок.
Страшные костюмы
Практика надевания страшных костюмов возникла как защитная: чтобы не стать жертвой злонамеренных духов, кельты надевали маскировку, рассчитывая сбить потусторонних существ с толку и остаться незамеченными.
Выпрашивание конфет
У происхождения trick-or-treat ("угощай, а то пошалим", или, в более вольном, но более привычном переводе "сладость или гадость") есть три конкурирующих версии.
Первая связывает ее с Самайном – кельты оставляли еду для духов, блуждающих ночью; позже люди стали сами переодеваться в этих сверхъестественных существ в обмен на подношения еды и напитков.
Вторая указывает на шотландскую традицию переодевания: в Средние века дети и бедные взрослые собирали продукты и деньги по домам в обмен на молитвы за умерших в День поминовения усопших, но ряженые отказались от молитв, добавив песни, шутки и другие "шалости".
Третья гипотеза связывает современный формат trick-or-treat с "belsnickeling" – германо-американской рождественской традицией, когда дети, надев костюмы, приходили к соседям, а взрослые пытались угадать, кто под маской; если узнать не удавалось, детей вознаграждали едой или лакомствами.
Обход домов за угощениями присутствует в традиции давно, но до середины XX века "treats" далеко не всегда означали конфеты: с равной вероятностью дарили фрукты, орехи, монеты и игрушки.
Рост популярности trick-or-treat в 1950-х стимулировал производителей продвигать маленькие индивидуально упакованные сладости. Потребители отдали им предпочтение из-за удобства, а конфеты заняли доминирующее положение уже в 1970-х, когда родители стали опасаться всего неупакованного.

Цвета: черный и оранжевый
Классическая палитра праздника – черный и оранжевый – также восходит к Самайну: для кельтов черный означал "смерть" лета, а оранжевый символизировал сезон урожая. Эта дуальность закрепилась в декоративных решениях и маркетинге, связанных с Хэллоуином.
Зажигание свечей и костров
Свечи и костры – еще один устойчивый мотив праздника. В ранней истории Хэллоуина огромные костры служили ориентиром для душ, ищущих путь в загробный мир. Сегодня их функцию в массовой культуре во многом заменили свечи, сохранив символику света и перехода.
Летучие мыши
Летучие мыши сопровождали ранние протохэллоуинские обряды буквально: большие костры привлекали насекомых, а те – летучих мышей. Постепенно наблюдение за ними стало восприниматься как часть фестиваля, а средневековый фольклор насытил тему суевериями о том, что мыши являются вестниками смерти.
Совокупность этих элементов отражает многослойную эволюцию Хэллоуина от языческого Самайна к сочетанию религиозных, фольклорных и потребительских практик.
Устойчивые символы, даты – 1 ноября и 2 ноября, культурные заимствования и названия – День всех святых, День поминовения усопших, Канун дня всех святых – закрепили календарную структуру, а такие практики, как "trick-or-treat", задали формат праздника, который узнаваем в разных странах.
Хэллоуин в России
Формально празднование не запрещено законом, однако некоторые артефакты этого дня очевидно могут быть интерпретированы как сатанистская символика (Международное движение сатанизма признано экстремистской организацией и запрещено в РФ). Или как оскорбление чувств верующих. Или… В общем, тут есть варианты.
Любые задуманные празднования или, страшно сказать, "пощечины общественному вкусу", стоит реализовывать с разумной осторожностью.
"Профиль" сделал подборку фильмов к этому празднику – может быть, вариант и не такой роскошный, зато без административной ответственности. В него вошли и "Кошмар перед Рождеством" (1993), и "Труп невесты" (2005), и "Битлджус" (1988).


