Оборудование будет настраиваться по закрепленным в законодательстве пороговым значениям содержания алкоголя в выдохе. Алкозамки пока не обязательны для установки на автомобилях. Однако разработчики документа рассчитывают, что технология заинтересует таксопарки и сервисы каршеринга.
Действующий с 2023 года стандарт регламентирует базовые параметры работы алкозамков. Устанавливаемые в салоне устройства блокируют запуск двигателя до тех пор, пока водитель не выполнит проверку на алкотестере. На эту процедуру отводится не более 15 с.
Также задан диапазон измерений паров этанола от 0 до 0,95 мг на литр выдоха и дополнительные технические характеристики.
Идентификация личности осуществляется по биометрическим данным через камеру. Собранные сведения передаются оператору "платформы верхнего уровня" (в информационную систему, собирающую данные о состоянии водителя) и "внешним потребителям" – автотранспортному предприятию или ГИБДД.
Подготовленный НАМИ пакет изменений уточняет особенности обмена данными. В поправках уточняется, что "платформа верхнего уровня" может функционировать исключительно на базе системы ЭРА-ГЛОНАСС. Действующая редакция ГОСТ допускает возможность интеграции и в "иную навигационно-информационную систему".
Издание отмечает, что ЭРА-ГЛОНАСС работает для автоматического реагирования на ДТП с 2015 года. К инфраструктуре подключено 12,9 млн транспортных средств, при аварии передаются координаты и сведения в службу 112.
Корректируется и процедура контроля состояния водителя. В частности, уточняется, что результатом проверки являются данные о превышении пороговых значений паров этанола в выдохе. Пороговые настройки привязаны к нормам КоАП – не более 0,16 мг этанола на литр воздуха.
По словам директора по техническому регулированию ФГУП НАМИ Сергея Аникеева, поправки направлены на установление единых требований к "платформе верхнего уровня".
Параллельно НАМИ подготовил два новых стандарта. В одном описаны методы испытания индикатора паров этанола, во втором – методы функционального тестирования оборудования, блокирующего запуск двигателя. Проекты планируется внести в Росстандарт на утверждение в декабре 2025 года.
ГОСТ Р 70637–2023 "Система контроля состояния водителя (алкозамок)" действует в России с 1 апреля 2023 года. Национальный стандарт определяет требования к таким устройствам.