Документ, внесенный Минцифры 1 августа, окончательно закрепляет договорной характер маркировки: компании должны будут заключать платные соглашения с операторами для передачи данных, которые будут отображаться на экране смартфона абонента.
Из новой версии документа исключены категории звонков, которые операторы могли бы использовать для пометок. По оценке источника "Ъ" в крупном кол-центре, "большая четверка" операторов (МТС, "МегаФон", "Билайн", Tele2) сможет зарабатывать на маркировке около 20 млрд руб. в год.
Эксперты критикуют подход: по мнению представителя IT-компании, систему логичнее было бы реализовать через единую платформу, например ГИС "Антифрод" Роскомнадзора, чтобы избежать издержек для бизнеса.
"Взимание платы увеличит расходы компаний, что может привести к росту цен на их услуги", – отмечает источник. Кроме того, маркировка потенциально снизит дозваниваемость до клиентов.
В Минцифры подчеркивают, что проект дорабатывается в правительстве и окончательные параметры пока не утверждены.
"Вид надписи, например «Доставка» или «Ветклиника», будет определяться договором между компанией и оператором. Операторы компенсируют расходы на сервис за счет этих платежей, но для абонентов-физлиц тарифы не изменятся", – заявили в ведомстве.
Ранее финансовый сектор раскритиковал инициативу, опасаясь роста цен на услуги. Участники рынка отмечают, что затраты на внедрение (более 11 млрд руб. за шесть лет) не соответствуют ожидаемому эффекту, а основное бремя ляжет на бизнес, особенно банки. По их мнению, маркировка не станет действенным инструментом против мошенничества.
Ранее Госдума рассмотрела законопроект, направленный на борьбу с телефонным и интернет-мошенничеством. Согласно инициативе, все звонки компаний, включая массовые, должны будут маркироваться на экранах мобильных телефонов. При этом гражданам предоставляется возможность отказаться от таких вызовов, подав жалобу оператору связи.