По словам Волк, изучение практик, связанных с передачей денег курьерам, показывает системность подобных требований.
"Исследование, проведенное моими коллегами из Следственного департамента МВД России, было посвящено способам передачи денег курьерам аферистов обманутыми гражданами. Как оказалось, преступники часто требуют от потерпевших упаковать деньги строго определенным образом. И практика говорит о том, что здесь простор для фантазии огромен", – рассказала Волк.
В ряде случаев злоумышленники настаивают не на конверте или пакете, а на экзотических вариантах. Потерпевших просят завернуть купюры в фольгу, объясняя это "защитой от электромагнитного излучения". В ход идут предметы одежды – джинсы, халаты, носки. Встречаются и другие способы: вкладывание денег в банки с вареньем, помидорами или огурцами, упаковка в памперс и последующее сокрытие в мусорном баке.
Как отмечает Волк, подобные требования используются для усиления внушаемости и контроля над жертвой.
"Как считают следователи, все это не просто прихоть, а психологический прием. Его цель – убедить потерпевших в том, что они вовлечены в некую спецоперацию, в которой все детали продуманы и требуют четкого исполнения. Кроме того, преступники пытаются вывести жертву из равновесия, заставив выполнять явно неадекватные задачи, отвлекаясь от сути происходящего. Например, искать коробку из-под сока, так как деньги якобы можно передать только в ней", – добавила Волк.
Также аферисты устраивают "проверку на лояльность" и уровень критического мышления. Если человек задает вопросы и отказывается от иррациональных действий, давление усиливают или меняют сценарий. Если же потерпевший следует инструкциям, его склоняют к новым "услугам" и дополнительным действиям.
"Нужно запомнить главное. Настоящие сотрудники банков или государственных органов никогда не будут просить по телефону или в сообщениях передать кому-либо наличные деньги. Такие указания могут исходить только от мошенников", – подчеркнула представитель МВД.


