Устроили темную
И грузовая, и энергетическая блокады Крыма со стороны Украины, скорее всего, продолжатся и дальше. Некоторые киевские эксперты полагают, что будет использоваться метод периодического «закручивания гаек».
На минувшей неделе президент Украины Петр Порошенко обнародовал официальное письмо на имя премьер-министра Арсения Яценюка. В своем письме (датированном 4 ноября) Порошенко просит правительство изучить вопрос о прекращении грузового транспортного сообщения и товарооборота с Крымом в обоих направлениях. Полученные результаты президент предложил закрепить в проекте соответствующего решения. А до того времени, считает Порошенко, нужно просто «обеспечить временное прекращение грузового автомобильного и железнодорожного сообщения с временно оккупированной территорией».
Фактически Порошенко предлагал подвести юридическую базу под торговую блокаду, которая по факту была введена крымско-татарскими активистами на границе с полуостровом 20 сентября.
Правительство инициативу президента поддержало. «Я предлагаю временно запретить перемещение грузовых потоков на административной границе между Украиной и АР Крым, – сказал Яценюк в ходе экстренного заседания кабинета министров. – В соответствии с законом Минэкономразвития подготовить проект распоряжения правительства о конкретном перечне товаров, работ и услуг, которые могут поставляться в АР Крым, и ввести этот перечень. Для того чтобы этот перечень отвечал интересам Украины, в первую очередь предлагаю привлечь к этому меджлис крымско-татарского народа».
Позиция украинской власти состоит в том, что блокаду полуострова нужно ввести в полном объеме, но, во‑первых, делать это постепенно, а во‑вторых, на первоначальных этапах – руками активистов, считает украинский политик Тарас Черновол. «Когда к ситуации уже привыкнут, власть будет вводить соответствующие официальные условия», – поясняет он. Это касается как продовольственно-грузовой блокады, так и энергетической. Черновол уверен, что подобного рода акции были согласованы с руководством страны в обоих случаях.
Что касается прекращения электроснабжения полуострова, то, без сомнений, основной движущей силой здесь выступает меджлис крымско-татарского народа, лидеры которого были фактически выдворены с территории Крыма. Политолог Александр Палий говорит, что меджлис стал фактически инициатором блокады вместе с несколькими украинскими организациями. Их активность он объясняет тем, что на территории Крыма у них много взятых в заложники людей и теперь эти организации ищут рычаги влияния для их освобождения.
Что будет дальше
С высокой долей вероятности можно предположить, что и грузовая, и энергетическая блокада продолжится дальше. Другое дело – в какой форме.
Как полагает Тарас Черновол, скорее всего, будет использоваться метод периодического «закручивания гаек». «Думаю, что тут позиция такая: немножко попустить, потом снова зажать, снова попустить, снова нажать. Потому что если полностью перекрыть поставки, то требования крымских татар вообще никто рассматривать не будет», – говорит политик.
Он подчеркивает, что депутаты Верховной рады Мустафа Джемилев и Рафат Чубаров – умелые и опытные политики, которые работают в президентской команде и понимают возможные последствия. «Если загнать собаку в глухой угол, то даже пудель может перегрызть вам горло. А Путин – это не пудель, и загонять в глухой угол нельзя», – метафорически объясняет Черновол.
В пользу такой версии говорят последовавшие одно за другим заявления Джемилева. Вначале он сообщил, что активисты готовы вернуть Крыму 20–25% поставляемой с материка электроэнергии без всяких условий. Затем он обозначил условие возобновления электроснабжения в большем объеме – освобождение российскими властями девяти политзаключенных. «Идет торг», – полагает эксперт.
Спустя два дня Джемилев заявил, что ремонтные работы на ЛЭП ведутся, но конкретных планов по восстановлению электроснабжения пока нет. При этом он добавил, что ему надо бы переговорить по этому вопросу с Порошенко, «если получится, потому что он все время очень занят».
Порошенко так «занят», что за все время энергоблокады не сделал ни одного заявления по этому поводу. Все, что известно о позиции президента, транслируется через того же Джемилева и главу Минэнерго Владимира Демчишина. «Мне кажется, что с Джемилевым президент в тесном контакте, поэтому и появляются такие заявления о необходимости частичного восстановления энергоснабжения. Т. е. фактически президент контролирует этот процесс через лидеров меджлиса», – считает Александр Палий. Тарас Черновол полагает, что, скорее всего, позиция о частичном возобновлении электроснабжения полуострова была выработана лидерами меджлиса самостоятельно.
Осторожность – характерная черта Порошенко. «Я не буду настаивать, но буду рекомендовать», – фактически обозначил позицию президента в этом вопросе Демчишин, отвечая на вопрос о продлении контракта на поставку электроэнергии в Крым. Срок действия этого соглашения истекает в декабре 2015 года.
Политологи сходятся во мнении, что контракт все же будет заключен заново, а не продлен, потому что Джемилев открыто заявлял о невыгодности нынешнего соглашения, а Демчишин не дал прямого ответа на вопрос, какую позицию занимает лично он как профильный министр. «Подписывать новый контракт или нет – это политический вопрос. Будет решение кабинета министров, СНБОУ – будем выполнять», – ушел он от прямого ответа.
Молчание самого Порошенко можно объяснить тем, что он пока ведет переговоры и торги со всеми участниками конфликта. Ведь, как напоминает Александр Палий, интересы Украины могут отличаться от интересов меджлиса, а задача Порошенко – найти такое решение, при котором будут учтены интересы всех сторон.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".