«Антимонопольный орган бессилен»
Вот уже два месяца государство выражает крайнюю озабоченность «необоснованным ростом цен» на продукты питания отечественного производства. Прокуратура и ФАС едва ли не ежедневно докладывают о проверках торговых сетей и крупных производителей. О привлеченных к ответственности нарушителях, впрочем, ничего не слышно. «Профиль» обратился в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разъяснить, когда рост цен — повод для жалобы, есть ли какие-то нормы и что здесь может сделать государство. На вопросы ответила начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Анна Мирочиненко.
— По телевизору то и дело говорят о прокурорских проверках по факту завышения цен на те или иные товары. Получается, есть какие-то нормы, регулирующие вопросы ценообразования на продовольствие, которые нарушать нельзя?
— В России свободное ценообразование. Исключение составляют детское питание и продукты, ввозимые в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Есть еще некоторые ограничения, установленные законом «О торговле», которые могут косвенно влиять на стоимость конечного продукта. Других ограничений нет.
— Если ценообразование свободное, откуда же тогда эти разговоры о завышении цен и призывы к гражданам жаловаться в ФАС и прокуратуру?
— ФАС осуществляет контроль за ценами только в той части, которая связана с нарушением антимонопольного законодательства. Например, когда цены повышаются из-за того, что компания, занимающая более 35% на рынке, злоупотребляет своим доминирующим положением. Или если повышение цен происходит в результате сговора. Но эти факты должны быть доказаны антимонопольным органом.
— По какому признаку вы понимаете, что этого поставщика или торговую сеть нужно проверить?
— Конечно, аномально высокая цена, на которую указывают граждане в своих обращениях, может стать сигналом для начала проверки, это один из источников информации для ФАС. Антимонопольный орган в этом случае выясняет, на каком этапе произошло повышение цены. Если торговая сеть не изменила свою наценку или увеличила ее не на столько, на сколько увеличилась цена, антимонопольный орган вправе посмотреть, кто являлся поставщиком товара и какую долю он занимает на рынке. Если занимает существенную долю, то, возможно, он злоупотребил своим доминирующим положение. Последовательность действий при проверках такая. Но продовольственные рынки, как правило, являются конкурентными и с точки зрения оптовой торговли, и с точки зрения розничной. Поэтому количество дел, рассматриваемых антимонопольным органом на этих рынках, незначительно.
— На сколько можно повышать наценку согласно закону «О торговле»?
— Закон «О торговле» не регулирует размер наценки.
— Что же тогда вы проверяете?
— Есть, например, положение, по которому размер вознаграждения торговой сети за продажу определенного количества товара не может превышать 10% от стоимости товара. Закон «О торговле» содержит целую главу, которая регулирует отношения торговых сетей и их поставщиков. Соблюдение этих правил и является предметом проверки.
— А вознаграждение — это что?
— Например, торговая сеть говорит поставщику: «Я продам 100 единиц вашего товара, но за это я хочу вознаграждение». Поставщик соглашается, размер вознаграждения фиксируется в соглашении. Это вознаграждение не может быть больше 10% от стоимости товара и не может влиять на конечную стоимость товара. Это прямые затраты поставщика. Но иногда вознаграждение включают в стоимость товара, и это нарушение. Также нельзя включать в стоимость товара и всякие бонусы. Выплата вознаграждения запрещена в отношении трех социально значимых товаров: хлеба, мяса кур и молока.
— За счет чего тогда торговая сеть получает прибыль при реализации этих товаров?
— За счет торговой наценки. Вознаграждение — это дополнительная плата за объем проданного товара.
— А наценка торговой сети совсем не регулируется законом?
— Нет, она не регулируется вообще.
— Получается, за счет наценки торговая сеть может сколько угодно повышать стоимость?
— Здесь срабатывают механизмы рынка. Если мы признаем, что этот рынок конкурентный, то именно конкуренция влияет на размер наценки, которая устанавливается торговой сетью: торговой сети невыгодно делать наценку 100%, если соседний магазин продает тот же товар с 10%-ной наценкой.
— В СМИ часто говорится о неких социально значимых товарах, цена на которые как-то регулируется: хлеб, молоко...
— Есть перечень социально значимых товаров первой необходимости, их около 25, в отношении которых может вводиться ценовое регулирование, то есть устанавливаться предельно допустимая розничная цена. Но с момента принятия закона этот механизм еще не применялся.
— Вы проверяете только крупные сети?
— У нас есть полномочия проверить любого, если для этого есть основания. Основанием может быть, например, обращение гражданина, поручение правительства.
— На какие обращения граждан вы реагируете?
— Мы должны в той или иной степени реагировать на любое обращение гражданина. Недавно я разговаривала с руководителем саратовского УФАС. К ним пришла жалоба, что в одном из сетевых магазинов картофель стоит 107 рублей. У нас есть административный регламент, который устанавливает определенные требования к заявлению, для того чтобы оно стало основанием для начала расследования. В этой ситуации заявление не соответствовало установленной форме, но, несмотря на это, антимонопольный орган посчитал, что 107 рублей за килограмм картофеля — вопиющий факт. И они предполагают начать проверку.
— То есть имеет смысл жаловаться только на такие вопиющие факты?
— В стране сейчас такая ситуация, что идет повсеместное повышение цен. Обращение и концентрация обращений, как я уже говорила ранее, могут показать проблемный сектор, на который следует обратить внимание. Например, в последнее время увеличилось число жалоб на повышение цен на сахар. Эти обращения в том числе стали основанием для начала проверок производителей сахара.
— Результатов пока нет?
— Мы только начали. Пока направлены запросы производителям.
— Наказание нарушителей ведет к понижению цен?
— В принципе должно вести и ведет. Но это не значит, что по всей стране цены понизятся. Хотя меры, которые предпринимает ФАС, конечно, сдерживают цены на внутреннем рынке.
— В конце прошлого года проводилось много проверок в связи с повышением цен на мясо. Они как-то изменили ситуацию на рынке?
— После проверок крупных производителей курицы и свинины цены на этих рынках стабилизировались. Возможно, здесь, конечно, сыграла роль и общеэкономическая ситуация.
— И все же, имеет смысл жаловаться на повышение цен?
— Думаю, имеет смысл. Но жалобы должны быть более конкретными. Очень многие обращения состоят из двух строк: «Цены на продукты повысились. Сделайте что-нибудь». В такой ситуации антимонопольный орган бессилен.
— Жалобы принимаются только в связи с ценами на продукты и лекарства?
— Нет, не только.
— Как-то ограничен круг товаров, повышение цен на которые является поводом для обращения в ФАС? Нельзя же, наверное, пожаловаться на дорогие машины?
— И на машины жалуются. Если повышение цен на них является следствием нарушения антимонопольного законодательства, виновный будет наказан.
— Вы уже выявляли сговоры на продуктовых рынках?
— Сейчас в некоторых территориальных управлениях возбуждены дела по факту сговора.
— Сговора со стороны поставщиков или торговых сетей?
— И тех и других. Дела возбуждены, но решения по ним еще не приняты.
— А другие нарушения, которые ведут к повышению цен, выявлялись? Например, включение вознаграждения или бонусов в цену товара.
— Да, были и такие факты. В 2014 году возбуждено около 70 дел.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".