22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Экономические тренды недели 16-20 марта
Россия

Экономические тренды недели 16-20 марта

Исход автогиганта

Международный автоконцерн с более чем вековой историей General Motors внезапно заявил о том, что уходит с российского рынка. В России у GM три марки – Opel, Chevrolet и Cadillac – и четыре крупных производственных актива. Во‑первых, головной завод в Санкт-Петербурге, открытый в 2008 году и обошедшийся корпорации в 303 млн долларов. Во‑вторых, совместное производство «GM-АвтоВАЗ» по сборке автомобилей Chevrolet-Niva, в‑третьих, производство Chevrolet Aveo на ГАЗе и, наконец, площадка на калининградском «Автоторе», где собирают больше всего моделей Opel и Chevrolet. Соответственно, производство в Калининградской области остановлено еще с февраля, петербургский завод, весь прошлый год работавший с перебоями, «встанет» летом, а Chevrolet Aveo будет снята с конвейера к концу года. Работу в конечном итоге продолжит только «GM-АвтоВАЗ», но инвестиции в расширение производства будут заморожены.

GM не только закроет производство, но и перестанет продавать на российском рынке массовые модели Opel и Chevrolet. Импортироваться в РФ в итоге будут только премиальные модели Chevrolet – Corvette, Camaro и Tahoe, а также бренд Cadillac. Вообще же суммарные затраты GM на ликвидируемые производства оцениваются в 450 млрд долларов. Затраты на реорганизации российского бизнеса концерн оценивает в 600 млн долларов.

Новость неожиданная: GM пришел в РФ одним из первых, и в свое время российский рынок для концерна был достаточно важен. Opel стандартно входил в десятку самых продаваемых брендов, Chevrolet стабильно находился в первой пятерке. Тем не менее 2014 год оказался для автоконцерна слишком трудным. Продажи GM в России сократились на 26,4% (Opel – на 20%, Chevrolet – на 29%) при общем падении рынка всего лишь на 10,3%.

Считается, что подвела GM невпечатляющая степень локализации. Соглашение о промышленной сборке, по которому в России работают автопроизводители, подразумевает 60% локализации бизнеса к 2020 году. Пока же компания могла похвастать только 15–25% по разным моделям. А это значит, что большая часть комплектующих на конвейеры в Санкт-Петербурге или Калининграде все равно попадала из-за рубежа. Когда произошла девальвация, это моментально отразилось на ценах на автомобили Opel и Chevrolet – они подскочили на 50%. Соответственно, GM проиграл борьбу на крайне конкурентном рынке, уступив в том числе южнокорейским компаниям, которые локализацию в РФ довели уже до впечатляющих 50%.

Налоговый вопрос

На минувшей неделе в России с визитом побывал президент американской ExxonMobile Рекс Тиллерсон, но не на праздновании годовщины присоединения Крыма, а по менее приятным вопросам. В центре внимания был проект «Сахалин‑1», в который американские нефтяники входят с 30% вместе с японской Sodeco (30%), индийской ONGC (20%) и «Роснефтью» (20%). «Сахалин‑1» – один из трех (наряду с Харьягинским месторождением и тезкой «Сахалин‑2») нефтегазовых проектов, разрабатываемых по соглашению о разделе продукции. Проблема заключается в следующем: прибыль участники проекта начали получать в 2009 году и с тех пор платили налог на прибыль по ставке 35%, в то время как в России она была снижена в среднем до 20%. Сейчас, после того как западные санкции ударили по ряду российских проектов компании, а подешевевшая нефть заставила экономить, ExxonMobile хочет вернуть 500 млн долларов переплаты за шесть лет.

Сообщается, что Москву господин Тиллерсон покинул ни с чем. Он встречался с вице-премьером Аркадием Дворковичем, министром энергетики Александром Новаком, министром финансов Антоном Силуановым и президентом «Роснефти» Игорем Сечиным. Его выслушали, но решаться вопрос будет только после дополнительных обсуждений в Белом доме и Кремле.

ExxonMobile, между тем, занимает крайне жесткую позицию по этому вопросу и в случае, если российские власти будут затягивать обсуждение, грозится обратиться в Стокгольмский суд. Эксперты полагают, что у России шансов выиграть почти нет. Ну и самое неприятное – французскому примеру могут последовать остальные участники «Сахалин‑1».

На милость победителю

Затянувшееся почти на год противостояние компании «Мечел» с кредиторами подходит то ли к финальной стадии, то ли к ключевой поворотной точке. Напомним, компания Игоря Зюзина просит тройку крупнейших кредиторов – Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк – реструктуризировать огромный долг (около 6 млрд долларов), банкиры же хотят отстранить промышленника от управления компанией и конвертировать ее долги в доли в акционерном капитале. Наибольшую активность проявляет ВТБ, по кредиту которого «Мечел» совершил уже три просрочки. В начале марта руководитель ВТБ Андрей Костин заявил, что банк намерен обанкротить «Мечел». Заявление было для господина Зюзина тем неприятнее, что в 2015 году в законе о банкротстве появились важные изменения. Раньше кредитор должен был судиться с должником и пытаться взыскать долг. Теперь же – если долг превышает 300 тыс. рублей, а платежи просрочиваются более чем на три месяца – достаточно просто публично подать заявление о банкротстве должника. После этого, правда, нужно еще выждать месяц – вдруг должник начнет платить. Сделать это компания Игоря Зюзина объективно не в состоянии: после девальвации и повышения ключевой ставки ЦБ ставка по кредиту в 44 млрд рублей перед ВТБ составила 35%. Поэтому все, что остается господин Зюзину, чтобы не лишиться компании и не ответить по ее долгам личным имуществом, – ходить на бесконечные переговоры к Андрею Костину и идти на уступки. Так, по итогам встречи на минувшей неделе стало известно, что «Мечел» заплатит банку 4,5 млрд рублей – это проценты, а также штрафы и пени. Но и это не спасает компанию от банкротства. С другой стороны, судя по просочившимся в СМИ сообщениям, ВТБ готов снизить ставку по кредиту до уровня «ключевая ставка ЦБ + 1–2 процентных пункта», что уже большой шаг вперед. К тому же есть вероятность, что банк позволит «Мечелу» отсрочить выплату кредита на 1–2 года.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".