Экономические тренды недели 23-27 февраля
Новые рекорды гривны
Гривна с начала 2014 года сделала то, что оказалось не под силу даже рублю – обесценилась почти в четыре раза. В начале прошлого года за доллар давали 8 гривен (такой курс держался почти весь посткризисный период), в пятницу официальный курс Нацбанка Украины составлял уже 27,7 гривен. На межбанковском рынке, где собственно и совершаются основные сделки с валютой, все еще страшнее. Например, в среду курс составлял 30-34 гривны за доллар. Кроме того, на Украине процветает черный валютный рынок: тогда на нем доллары можно было приобрести и за 40 гривен.
Речь к тому же идет не о плавной девальвации, а о настоящей валютной панике. За весь 2014 год курс снизился с 8 до 15 гривен за доллар, а настоящие безобразия начались только в феврале: в начале месяца за доллар давали всего 16 гривен.
Примечательно, что еще с конца с прошлого года, пытаясь, сдержать девальвацию, НБУ одно за другим вводит жесткие валютные ограничения. Так, с осени украинцам запрещено покупать валюту на сумму более 3 тыс гривен в сутки. Экспортеры в свою очередь обязаны продавать 75% валютной выручки. В начале прошлой недели стало известно, что НБУ берет под персональный контроль все импортные сделки, предусматривающие авансовые платежи на сумму более 50 тыс долларов. То есть валютный контроль в стране уже достаточно жесткий, но девальвацию остановить все равно не получается. Наверное, поэтому во вторник Нацбанк пошел на совсем уж крайние меры и запретил своим подопечным совершать валютные сделки по поручению клиентов до конца недели. Покупать и продавать валюту банки могли для собственных целей, но в пределах весьма скромных лимитов – 0,5% капитала и с четырехдневной отсрочкой. Фактически речь шла о недельной монополии на валютном межбанковском рынке: легально совершать валютные операции мог только Нацбанк. Введенное ограничение тут же подверглось критике со стороны премьер-министра Арсения Яценюка. «Национальный банк самостоятельно, как всегда, без каких-либо консультаций принял решение о закрытии межбанковского валютного рынка, что точно не добавляет стабильности», - заявил он. Позже стало известно о «жестком» разговоре, который с главой Нацбанка Валерией Гонтаревой провел президент Петр Порошенко. Разговор закончился поручением за неделю стабилизировать курс на уровне 21,7 гривны за доллар – именно на него ориентировалось правительство, верстая бюджет.
Очевидно, именно нападки со стороны правительства заставили НБУ уже в четверг утром снять ограничения с валютного рынка. Одновременно регулятор начал активно продавать на валюту, скупленную во вторник. Это, однако, не помогло: официальный курс доллара в четверг составил уже 30 гривен. В пятницу, впрочем, гривна отыграла это падение, но о том, что неконтролируемая девальвация купирована, речи не идет. Ухудшает ситуацию и то, что у НБУ осталось не так много резервов: с начала 2014 год их объем сократился с 20,4 млрд долларов до 6,7 миллиардов. Так что единственное, на что остается надеяться стране – очередной транш финансовой помощи от МВФ. Решение о предоставлении Украине денег должно быть принято в середине марта. В Киеве надеются, что, если оно будет положительным, резервы страны на 2015 год удастся увеличить сразу на 8 млрд долларов.
Газовая война продолжается
Между Москвой и Киевом назревает очередная газовая война. Причины стары как постсоветский мир. У «Нафтогаза», по видимому, опять нет денег на предоплату газа, который должен пойти в республику в марте, «Газпром» вновь грозит приостановить поставки голубого топлива, Европа снова пытается всех помирить. Трехсторонние переговоры должны состояться 2 марта в Брюсселе.
В пятницу утром «Нафтогаз» все таки перевел на счета российской газовой монополии 15 млн долларов, но по оценкам официального представителя «Газпрома» Сергея Куприянова этой предоплаты хватит от силы на одни сутки поставок.
Осложняет все находящийся в подвешенном состоянии вопрос о газоснабжении Донбасса. Напомним, что на позапрошлой неделе Киев без предупреждения прекратил поставлять газ на территорию самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик. Затем поставки возобновились, но только после того, как голубое топливо в Новороссию начал поставлять «Газпром» - через находящиеся на границе с Ростовской областью газоизмерительные станции «Прохоровка» и «Платово». В итоге, чей газ согревает жителей Донбасса, непонятно до сих пор. «Газпром» настаивает, что это газ, поставляемый по контракту с «Нафтогазом». Киев в свою очередь оплачивать его отказывается. Более того, по слухам поставки с территории Украины так и не начались – вопреки заявлениям «Нафтогаза».
Готовясь к брюссельской встрече, Сергей Куприянов уже заявил, что монополия готова вывести за рамки обсуждения с украинскими визави вопросы поставок на Донбасс. Значит ли это, что к вопросу вернуться позже, или же «Газпром» готов уступить и снабжать Новороссию газом отдельно, в рамках гуманитарной помощи, не понятно. Но второй вариант, разумеется, был бы для Киева наиболее предпочтителен. Соответственно, именно к этому украинская сторона и будет вести.
Российский газ не в почете
Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович представил стратегию энергетического союза ЕС. Документ вышел крайне антироссийский. Некогда под видом энергетического союза бывший премьер Польшу Дональд Туск пытался продвинуть идею централизованных закупок газа всеми странами ЕС. Идея провалилась: таким странам, как Германия или Великобритания, вовсе не хотелось терять существенную часть своего суверенитета в сфере энергетической политики. В опубликованном на минувшей неделе документе впрочем говорится именно об этом, но другими словами. Смысл заключается в следующем: на территории ЕС создается единый энергетический рынок, а существенные полномочия на нем приобретает Еврокомиссия. Так, например, предполагается, что ЕК будет принимать самое непосредственное участие в разработке и принятии межстрановых соглашений о поставках газа – сейчас комиссия узнает о их содержании только после подписания. А это значит, что чиновники из ЕК смогут влиять на условия контракта – вплоть до навязывания цен, контрагентов и условий поставок.
Понятно, зачем это делается. Собственно евробюрократы и не скрывают, что одна из задач союза – снизить зависимость ЕС от поставок газа из России. РФ в документе даже не указана, как стратегический партнер – в отличие от США, Турции, Азербайджана, Туркмении и даже Ирана. Легко догадаться и какие страны будут вынуждены столкнуться с навязчивостью новых советников по энергетическим вопросам. Это, в первую очередь, восточноевропейские государства, чья зависимость от «Газпрома» особенно велика – достаточно вспомнить волну негодования, прокатившуюся по этой части Старого Света после срыва проекта «Южного потока».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".