9 ноября 2025
USD 81.23 -0.15 EUR 93.84 +0.07
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Последняя миля – самая сложная: главные вызовы роботизированной городской доставки

Последняя миля – самая сложная: главные вызовы роботизированной городской доставки

Автоматизация доставок в нашей стране близка как никогда. Пока роботы-курьеры встречаются довольно редко, но уже через два года ситуация может измениться кардинально. Рынок активно развивается и за рубежом: растет его глобальный объем, тестируются инновационные технологии. Какие перспективы у сферы рободоставок в России и мире и почему гибридные системы могут оказаться наиболее эффективными, разбирался «Профиль».

Робот-курьер

©Сергей Петров/NEWS.ru/Global Look Press
Содержание:

Есть спрос, будет и предложение

По прогнозам Markets and Markets, мировой объем рынка роботов-доставщиков к концу 2025-го вырастет до $795,6 млн (по сравнению с $592,8 млн в прошлом году), а через пять лет и вовсе достигнет $3,24 млрд. Развитие происходит за счет повышения доступности технологий, в частности дешевеют дорогостоящие датчики (прежде всего лидары), сокращается стоимость необходимых для автономного перемещения роботов вычислений. А с учетом того, что аналитики принимают во внимание только колесные роверы, тогда как сегодня тестируются и иные форматы, рост может быть еще более стремительным.

Впрочем, генеральный директор компании «Дронсхаб групп» Максим Томских уверен, что на горизонте 3–5 лет наибольшие перспективы имеют именно роверы. «Они применимы в различных секторах: на промышленных предприятиях – для мониторинга и охраны территорий, в сельском хозяйстве – для посевных работ и распыления удобрений, в логистике – для оперативной доставки товаров и грузов, а также в сфере обслуживания», – поясняет свою точку зрения эксперт. По его словам, потенциал масштабирования бизнеса доставки с помощью роверов в России высокий. Такие роботы-курьеры уже зарекомендовали себя как эффективный способ логистики последней мили.

Поверь в мечту: чем умные города будущего отличаются от современных мегаполисов

Почему именно последняя миля – финальный этап доставки товара – столь важна, когда растет весь сегмент ретейла (в первую очередь за счет онлайн-продаж)? По данным Всемирного банка, на этот фрагмент цепочки приходится до 53% логистических затрат. Внедрение роботов, по прогнозу аналитиков, может снизить общую стоимость доставки на 40%.

Несколько лет назад роботов тестировала «Почта России», но от проекта было принято решение отказаться. А вот ретейлеры, такие как X5 («Пятёрочка», «Перекрёсток»), «Лента», «ВкусВилл» и другие, не говоря уж о мировых гигантах типа Walmart, продолжают проявлять интерес к этому технологическому сегменту. Соответственно, спрос есть. Что с предложением?

В сто раз больше

В России технологию рободоставок коммерчески пока реализует только «Яндекс»: уже несколько лет шестиколесные роверы развозят продукты из магазинов и ресторанов по улицам Москвы. Изначально их запускали также в Иннополисе (Татарстан), а в августе 2025-го о совместном проекте в Мурино (Ленинградская область) объявила торговая сеть «Супер Лента». Сейчас в стране катается около 200 таких роботов, ежемесячно они выполняют примерно 30 тыс. доставок.

В октябре на конференции Yandex AI Conf 2025 компания показала новые разработки в области робототехники, в том числе четвертое поколение роверов-доставщиков. Помимо улучшенных технических характеристик (запас хода до 70 км от одного заряда, быстрая смена аккумулятора, повышенная проходимость, большой «багажник»), заявлена возможность промышленного производства. Уже к концу 2027-го «Яндекс» планирует выпускать в среднем по 1300 роверов в месяц и довести их общее количество до 20 тыс.

География применения роботов-курьеров может быть расширена после внедрения экспериментального правового режима (ЭПР). Сейчас он находится в проработке, но, согласно опубликованному в августе проекту, ЭПР закрепит за роверами статус участников дорожного движения и позволит им ездить почти в 40 регионах России. Также известно, что субъектами ЭПР станут компания «Рободоставка» (профильная «дочка» «Яндекса») и производитель колесных роботов «Дронсхаб».

«Мы ожидаем, что участие в проекте позволит нам протестировать инновационные технологии в реальных условиях и при поддержке государства, – делится с "Профилем" Максим Томских. – Эксперимент позволит создать основу для безопасной интеграции роботов в городскую среду».


Воздушная доставка наткнулась на барьеры

Доставка беспилотными летательными средствами в мире также постепенно развивается: объем рынка составит $0,97 млрд по итогу 2025 года и возрастет до $4,78 млрд к 2030-му (согласно прогнозу Mordor Intelligence). По различным подсчетам, уже сейчас ежегодно совершается от 1 млн до 5 млн подобных полетов.

Тем не менее сохраняются основные ограничители: безопасность, технологии, экономика. Дроны по-прежнему могут вести себя непредсказуемо без постоянного контроля со стороны оператора, батареи слишком быстро разряжаются, а доставка с учетом всех этих факторов остается достаточно дорогой – на уровне $10–15 (при окупаемости $1,8 и меньше).

Дрон доставщик
©Mopic/Shutterstock/Fotodom

В России на полеты дронов действуют ограничения, однако проекты автоматизированных постаматов, куда посылки прилетают на дронах, все же прорабатываются. Компания ICL Services даже представила соответствующую платформу, а «Самокат» в августе запустил тестирование в Нижнем Новгороде. Но к чему и когда приведут подобные инициативы, прогнозировать пока сложно.


Колеса, лапы или ноги

Одна из главных проблем роверов: они не могут преодолевать сложные препятствия. В российском интернете популярны ролики, где люди спасают застрявшего в сугробе или завалившегося набок робота-доставщика. А ведь это московская инфраструктура, которая довольно неплохо адаптирована под колесный транспорт.

Вкалывают роботы: где смогут заменить человека антропоморфные машины

Поэтому в мире проводятся эксперименты с универсальными мобильными роботами. Два наиболее популярных формата – робособаки и антропоморфные механизмы. Основное их преимущество в том, что они смогут передвигаться в сложной инфраструктуре, изначально подготовленной для человека: преодолевать лестницы, перешагивать высокие бордюры или пороги и так далее.

Пилотный проект с робособакой, на «лапы» которой установлены колеса, весной запустили компания в области доставки Veho Tech и технологический стартап RIVR в Остине (США). Работает система так: водитель в фургоне привозит робота по адресу, затем тот сам доезжает до крыльца или порога двери и «сбрасывает» посылку из специального багажника.

Но если это, скорее, единичный случай, потенциал которого не столь очевиден, то человекоподобные роботы (андроиды) – пример намного более понятный. С учетом форм-фактора, в будущем такие устройства смогут стать полностью самостоятельными и доставлять посылки не только к подъезду, но и до квартиры. Ближе всех к внедрению подобного формата подошла корпорация Amazon, основным бизнесом которой и является технологический ретейл.

Компания создала специальный «Гуманоидный парк» (Humanoid Park) – тестовую площадку, где роботы обучаются решать различные логистические задачи в имитирующей реальную среду инфраструктуре. Ожидается, что в дальнейшем они будут в автономном режиме носить посылки из фургонов до конечного покупателя. А с учетом того, что и сами автомобили потенциально можно сделать беспилотными (у Amazon есть «дочка» под это направление – приобретенная в 2020 году Zoox), в будущем появится возможность создать полностью автоматизированные гибридные системы.

Робот-собака
©Es sarawuth/Shutterstock/Fotodom


Чем думает робот

В основе управления роботами-курьерами, по мнению ведущих разработчиков, должен быть генеративный, а точнее, агентный искусственный интеллект (ИИ). Системы, способные выполнять сложные многосоставные задачи, сегодня разрабатывают и тестируют крупнейшие компании. Включая ту же Amazon, которая в начале лета объявила о запуске профильной лаборатории.

«Яндекс» в октябре также представил концепцию «Физический ИИ» (Physical AI). По задумке, это универсальное интеллектуальное ядро, которое может быть применимо в роботах любого типа, включая человекоподобных. В его основе лежит ИИ-модель VLA (Vision – Language – Action, «зрение – язык – действие»). Она преобразует голосовые команды, такие как «взять», «положить» и другие, в конкретные действия. Команды могут формироваться автоматически в процессе работы, потенциально полностью исключая человека из процесса. Учитывается не только среда, но и то, какие инструменты есть в распоряжении робота, что обеспечивает универсальность софта для различных типов устройств.


Ровер едет на трамвае

Если до практического воплощения связки «беспилотный автомобиль – антропоморфный робот» пока далеко, то взаимодействие автономных роверов с дронами прорабатывается весьма активно. В частности, год назад о партнерстве в этой области объявили Serve Robotics (стартап отделился от компании-перевозчика Uber) и Wing Aviation (дочерняя фирма Google). По задумке, ровер должен забирать заказ из ресторана, довозить до места расположения беспилотного летательного аппарата и перегружать, после чего дрон отправляется в конечный пункт на расстояние до 10 км.

Изменится всё: во что превратят нашу жизнь искусственный интеллект и умные роботы

«Гибридные доставки, сочетающие роверы и беспилотные авиационные системы, перспективны и позволяют оптимизировать процесс, – говорит Максим Томских. – Роверы эффективно доставляют посылки на последней миле непосредственно до адресата, могут выполнять задачи даже при плохих погодных условиях (например, в дождь или снегопад), а воздушные беспилотники могут быстро преодолевать расстояния для доставки даже в труднодоступные места».

Тем не менее в нынешних реалиях подобное пока сложно и малореалистично, учитывая ограничения для автономных летательных систем. Поэтому некоторые компании стараются использовать и объединить то, что имеется в наличии, – роверы и существующую городскую инфраструктуру. В немецком Карлсруэ, в частности, проходит длительный, рассчитанный на несколько лет, эксперимент по перевозке роверов на трамваях. Вместо того чтобы самому проезжать длительный маршрут, робот, подключенный к городской транспортной системе, буквально «садится в трамвай», который подвозит его к нужной точке.

Схожую схему использует одна из крупнейших ретейл-сетей 7-Eleven в китайском Шэньчжэне. Небольшие колесные роверы, напоминающие забавных зверюшек (что хорошо работает на позитивное восприятие новых технологий, особенно в Азии), в непиковые часы передвигаются по местному метро и обслуживают расположенные в нем более 100 магазинов, доставляя туда нужные товары.

Робот-курьер
©Олег Елков/ТАСС


Один оператор на рой

Запуск большого числа роботов, особенно различных форматов, автоматически ставит вопрос: сколько операторов понадобится для их контроля? Ведь если на одного робота (любого типа) будет приходиться один оператор, это никогда не будет экономически выгоднее, чем нанять курьера-человека.

Орегонский университет в прошлом году представил результаты исследования, в котором пришел к весьма позитивным выводам. Один оператор потенциально сможет управлять роем из сотни или даже больше автономных роботов, как наземных, так и летательных, без когнитивной перегрузки.

Это уже подтверждается на практике, но, конечно, не в таких объемах. В частности, «Яндекс» в своих материалах упоминал, что сейчас один оператор в среднем контролирует работу 12 роверов. В будущем с масштабированием технологии и ее доработкой стоимость доставки роботами, как ожидается, станет снижаться все быстрее.


Заменить роботов на трубы

Существует гипотеза, что проще и дешевле будет все же не адаптировать роботов под действующую инфраструктуру, а подготовить под них отдельную, не пересекающуюся с улицами. Тут, конечно, речь идет уже не о последней миле, а, скорее, о передаче грузов по городу и между поселениями на большие расстояния.

В высокотехнологичном городе Woven City (масштабный урбанистический проект Toyota в Японии) уже на этапе строительства приняли решение заложить отдельную сеть дорог для роботов-доставщиков. Но что делать с уже существующими городами?

Главная идея – реализовать независимую коммуникацию под землей. Она может отдаленно напоминать пневмопочту, однако с учетом объемов грузов и ненадежности такого механизма сейчас продумываются иные технологические подходы.

Американский стартап Pipedream Labs, основанный в начале 2020-го (то есть в момент глобального распространения пандемии Covid-19), прорабатывает систему рельсовых подземных тоннелей (по сути, метро) с роботизированными вагонетками-контейнерами. На земле к ним подключаются автоматизированные же постаматы, откуда груз потенциально сможет забрать как человек, так и робот, будь то ровер, дрон или андроид.

Несколькими годами ранее в Великобритании возник стартап Magway, который проектирует систему трубопроводов с механизмом магнитной левитации. Она может работать как под землей, так и на ее поверхности, и тоже в автоматизированном режиме. Но в данном случае капсулы сами по себе нельзя назвать беспилотными: ими управляет внешняя система, с помощью электромагнитов регулирующая скорость и направление движения.

Дорожная развязка: как умные транспортные системы меняют российские города

Оба стартапа имеют рабочие прототипы за пределами лабораторий – у каждого есть примеры экспериментального внедрения в партнерстве с логистическими центрами либо ресторанами. Но говорить об эффективности и масштабировании пока преждевременно: они носят единичный характер, а встраивание в сложную городскую инфраструктуру, особенно под землей, – задача отнюдь не простая.

В России о подобных проектах пока ничего не известно. Помимо роверов (а также дронов – с прицелом на будущие отмены ограничений), ключевая технология – беспилотные грузовики, уже транспортирующие грузы между Москвой и Санкт-Петербургом.

Решение вопроса последней мили – действительно самое сложное во всей логистической связке. Складская техника автоматизирована в высокой степени (конвейеры, роботы-паллетчики и другое), передвижение по дорогам или специальным трубам тоже кажется понятной и более-менее отработанной технологией. Дело осталось за малым: сделать так, чтобы робот привозил посылку не к порогу дома, а к порогу квартиры, где забирать ее тоже сможет робот, но уже домашний вроде Neo, которого американский стартап 1X недавно начал продавать на массовом рынке. Динамика развития робототехники и ИИ позволяет надеяться, что и эта задача будет решена в ближайшие несколько лет.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

Метки: роботы