- Главная страница
- Статьи
- Без навигатора и мобильного интернета: что делать, когда привычные технологии не работают
Без навигатора и мобильного интернета: что делать, когда привычные технологии не работают
Оплата не проходит, банкомат не работает, дозвониться до близких не получается – подобные ситуации еще недавно были из ряда вон, а сегодня встречаются сплошь и рядом. В дни празднования 80-летия Победы ограничения мобильной связи коснулись по крайней мере 30 российских регионов, не говоря уже о сбоях в навигации, к которым мы, пожалуй, даже привыкли. Такова новая реальность: ради общей безопасности приходится терпеть частные неудобства.

- Больше не на связи
- Маршрут перестроен на офлайн
- Провод всему голова
- Две стороны одной технологии
- Как бизнесу защищаться
Больше не на связи
Случаи налетов украинских БПЛА на разные регионы нашей страны вновь участились. Минобороны чуть ли не ежедневно сообщает об отраженных атаках десятков (часто – более сотни) вражеских беспилотников. Для обезвреживания применяются средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Они глушат сигналы спутникового позиционирования для навигации (GPS, ГЛОНАСС), а также радиоволны на различных частотах связи (включая «гражданские» 3G, LTE и иногда Wi-Fi). Таким образом нарушаются все основные способы наведения для беспилотных и FPV (First Person View, т. е. управляемых дистанционно от первого лица) дронов. При попадании в зону действия сигнала аппарат не может себя спозиционировать, то есть понять, в какой точке находится прямо сейчас, и передать информацию в пункт управления.
Глушение GPS и ГЛОНАСС сигналов используется для защиты городов и населения. Но эта вынужденная мера влияет и на гражданскую навигацию: смартфоны, трекеры и другие навигационные устройства определяют свое местонахождение неправильно. Перебои со связью случались и раньше, но 6 мая, перед празднованием Дня Победы, ограничения в работе мобильного интернета были анонсированы для Москвы официально. В той или иной мере «цифровой локаут» тогда коснулся по крайней мере 30 регионов.
Маршрут перестроен на офлайн
Ограничения связи могут стать регулярными, поэтому придется менять бытовые привычки. Прежде всего проблема коснулась навигационных сервисов. Да, навигация работает, но – от района к району, от случая к случаю. Это сложно для автомобилистов: представьте, что вы спокойно едете по выстроенному маршруту и вдруг с московской дороги «переноситесь» в аэропорт Шереметьево или в центр какого-то водоема. А умные алгоритмы перестраивают курс в соответствии с совершенно невообразимыми координатами.
Крылатые налетчики: почему отражать атаки барражирующих боеприпасов так сложно
Для неопытного водителя, который прежде всего полагается на показания гаджетов, ситуация может быть особенно неприятной. Неудивительно, что в Москве для таксистов наконец ввели обязательную аттестацию: теперь они должны уметь ориентироваться в городе самостоятельно, без цифровых подсказок, как в старые добрые времена.
В Сети встречаются рекомендации скачивать карты на устройство заранее. Это хорошая практика: она позволит проверить и скорректировать маршрут прямо в пути. Но от ошибок позиционирования не спасет, поскольку спутники работают независимо от интернета. Так что лучше внимательно изучить предстоящую дорогу в новые места, даже если это 15-минутная поездка по городу.
На интернет и связь теперь тоже рассчитывать можно не всегда. Это касается не только ограниченной возможности читать новостной и социальный контент, а также связаться с родственниками или с экстренными службами. Дома, например, вы рискуете не дождаться доставки еды, лекарств, товаров: курьеры тоже ориентируются по навигатору, а при сбоях связи информация о заказе может потеряться на любом этапе. Есть вероятность даже потерять деньги, впрочем, небольшая: системы хранят данные о платежах до 30 дней, так что оспорить заказ и вернуть ушедшую впустую оплату, скорее всего, удастся.
Как государство компенсирует ущерб, причиненный дронами имуществу граждан
Банкоматы, равно как и платежные терминалы в магазинах, аптеках и пр., тоже передают данные по обычной сотовой связи. А значит, в идеале нужно иметь некоторый запас наличных, поскольку воспользоваться банковской картой, возможно, не получится.
Наконец, есть целый ряд менее важных, но тем не менее ставших привычными сервисов, которые также попадают в этот список. Речь идет прежде всего о различных шерингах – службах краткосрочной аренды автомобилей, самокатов, велосипедов. Они стали неотъемлемой частью мобильности во многих городах, но в условиях ограничений работают с ошибками. В частности, не всегда удается начать или, что еще менее приятно, завершить аренду, так как сервис неправильно определяет геолокацию (оставлять самокаты можно только на парковках, завершать аренду машины нельзя за шлагбаумами).
Провод всему голова
Для компаний, чей бизнес строится на прямой коммуникации с клиентами (банки, сервисы доставки, аренды и т. д.), простых решений в ситуации с перебоями связи нет. Основная возможность сократить убытки – попробовать задублировать процессы через офлайн, а также обеспечить себе стабильную инфраструктуру.
Последняя рекомендация важна для любого бизнеса. Например, на фоне временных ограничений мобильного интернета увеличивается спрос на широкополосный доступ (ШПД), где вероятность сбоев существенно ниже: данные идут по проводам, а не по радиоканалам. В частности, общественные пространства, в которых по умолчанию предлагают услуги подключения к ШПД-интернету по Wi-Fi, получили существенный прирост пользователей. Компания Hot-WiFi в мае сообщала, что число сеансов связи в Москве заметно выросло, особенно в кофейнях (на 238%), фитнес-клубах (199%), ресторанах (192%).
Две стороны одной технологии
До 2022 года многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия, СМИ и создатели различного контента (фотографы, видеостудии, съемочные группы) применяли дроны в своей работе.
Цифровое будущее: какие новинки представили на конференции ЦИПР
После того как запуск БПЛА без специального разрешения попал под запрет, им пришлось отказаться от целого ряда привычных и ставших необходимыми процессов. На крупных предприятиях дроны использовались для оценки состояния промышленных площадок, инфраструктурных объектов, таких как ЛЭП, мосты и др., контроля качества строительства и т. д. В сельском хозяйстве – для обработки полей необходимыми химикатами. Ну а красивую натурную съемку приходилось заменять старым видеорядом, делать в дружественных странах либо вовсе исключать.
Полеты, конечно, не запретили полностью: их можно было проводить в случаях, если дрон зарегистрирован на портале учета беспилотных воздушных судов, а оператор получил разрешение. С марта 2024-го для БПЛА массой до 30 кг разрешение не нужно, но требуется соблюдение определенных условий. Полет должен проходить за пределами населенных пунктов и запретных зон, в светлое время суток, на высоте до 150 м, в прямой видимости оператора.
По итогам прошлого года гражданский сектор БПЛА, согласно данным ассоциации «Аэронекст», составил 35,9 млрд руб., что больше показателя 2023-го на 45%, а SK Capital оценил его объем в 32 млрд руб. То есть компании постепенно возвращаются к гражданскому применению дронов.
Как бизнесу защищаться
Но из-за атак вражеских БПЛА крупному бизнесу, особенно на европейской территории страны, приходится в первую очередь приобретать различные системы защиты. Условно они делятся на три типа: физические преграды, системы РЭБ, активные системы подавления. Последние предполагают целенаправленное физическое уничтожение дронов и остаются прерогативой военных. К первому типу относятся конструкции, которые должны поймать дрон либо защитить от его прилета. Преимущественно это сетки или бетонные блоки. Все заправки вблизи территории Украины, например, оснащены бетонными щитами. Самый распространенный тип защиты – второй, РЭБ.
Гонка за связью: зачем нужен низкоорбитальный спутниковый интернет
По данным СМИ, к апрелю нынешнего года 60–80% гражданских промышленных предприятий России установили у себя те или иные системы защиты от атак дронов. Серьезные шаги в этом направлении предприняли компании из разных секторов экономики, не только предприятия, относящиеся к объектам критической инфраструктуры (топливно-энергетический комплекс, аэропорты и вокзалы и др.).
В зависимости от масштаба бизнеса фирмы приобретают более или менее сложное и дорогое оборудование для защиты от дронов, и если в прошлом году они, скорее, присматривались к таким решениям, то в этом уже начали системные закупки. По итогам 2025-го объем рынка составит, по разным оценкам, 30–90 млрд руб.
Российские разработчики тем временем дорабатывают и предлагают новые решения в этой области. Из последнего – холдинг «Росэлектроника» сообщил о скором завершении испытаний новой системы РЭБ «Солярис НС», которая сможет прицельно «бить» помехами по БПЛА, не цепляя инфраструктуру всего предприятия. Когда начнется массовое ее производство, возможно, мы сможем с осторожностью говорить о постепенном возвращении к стабильной работе инфраструктуры – как промышленной, так и городской.
Только спокойствие
Меры, необходимые для обеспечения безопасности граждан, парадоксальным образом формируют ощущение опасности, повышают тревожность и стимулируют чувство потери контроля. В связи с этим эксперты дают ряд рекомендаций, касающихся в том числе цифровых сервисов.
Самое важное – цифровая гигиена. На фоне тревожных новостей многих захватывает «думскроллинг»: постоянное прокручивание ленты в соцсетях и на других онлайн-платформах с фиксацией на пугающей информации. Такие вещи надо физически ограничивать, вплоть до полного цифрового детокса (отказа от гаджетов) на короткие промежутки времени.
Остальные правила относятся к базовым: иметь наличные деньги (вы сможете расплатиться, если возникнут сложности с безналичными платежами), быть на связи с родственниками (у многих есть стационарный домашний телефон), по необходимости обращаться к психологу (при наличии интернета это можно делать в онлайн-режиме).
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".